вторник, 4 июня 2019 г.

"За хозяйскими дверьми в войлочной обивке..."


"...Стихли с часу до семи
Болтовни отрывки".


65 лет назад в СССР встречались еще некоторые отдельные отклонения от социалистического реализма:
"За социалистический реализм
Советские писатели готовятся к своему Второму Всесоюзному съезду в исторические дни, наполненные пафосом новых величественных задач, выдвинутых Коммунистической партией. В нашей стране широко развернулась борьба за дальнейшее развитие тяжелой индустрии, за крутой подъем сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, материального благосостояния народа. Забота о счастье советского человека, труженика и созидателя, является содержанием всей деятельности Коммунистической партии и Советского правительства. В этих условиях неизмеримо возрастает роль советской литературы — литературы социалистического гуманизма, борющейся за счастье всех тружеников на земле.
За два десятилетия, отделяющие Первый Всесоюзный съезд писателей от Второго съезда, советская литература создала целый ряд выдающихся образцов искусства, вдохновленного всепобеждающими идеями коммунизма. С большой художественной силой воплотила наша литература образ нового героя, образ народа — истинного творца истории, образ коммуниста — вожака масс.
Советская литература горда тем, что она по праву завоевала любовь и уважение всего передового, прогрессивного человечества…
…Партия не раз указывала, что существуют два исконных вида отклонений от социалистического реализма, казалось бы, резко противоположные и взаимоисключающие, но на самом деле питающие и усиливающие друг друга. Это, с одной стороны, чуждые советской литературе влияния идеалистических художественных методов, в том числе формализма, декаданса, буржуазного натурализма, — влияния, ведущие в конечном счете к очернению нашей действительности, к выхолащиванию ее главного, положительного, коммунистического начала. В решениях партии по идеологический вопросам связь между декадансом и буржуазным натурализмом была подчеркнута, в частности, одновременным разоблачением декадентских влиянии в творчество некоторых писателей и грубого искажения правды жизни в произведениях такого проповедника аполитичности и безидейности, как М. Зощенко. С другой стороны,—зто проявления вульгаризации социалистического реализма и в самой литературе, и в литературной теории и критике, ведущие к обеднению, схематизму, примитивизации в изображении нашей жизни, к упрощению и тем самым принижению духовного облика наших люден, к сектантству, догматизму, непониманию того, что только социалистический реализм обеспечивает широчайшую свободу и многообразие художественных направлений, даровании, индивидуальных стилей…
…Борьба за правдивое изображение реальной действительности в ее революционном развитии —главное в социалистическом реализме. Искусство декаданса, проповедующее пессимизм п упадочничество, наоборот, декларирует уход от объективной действительности, объявляет реальную жизнь иллюзией, сном, а субъективистские иллюзии и сны —реальностью. Идеи эти весьма шаблонны, они существуют с тех пор, как существует на свете субъективный идеализм. С каким же удивлением встретился наш читатель с вариацией этих мотивов в стихотворении "Свадьба" из цикла стихов Б. Пастернака, опубликованного в № 4 "Знамя" за текущий год! Завершающими, итоговыми в этом стихотворении являются следующие строфы:
                        Жизнь ведь тоже только миг,
                        Только растворенье
                        Нас самих во всех других
                        Как бы им в даренье.
                        Только свадьба, вглубь окон
                        Рвущаяся снизу,
                        Только песня, только сон.
                        Только голубь сизый.
Жизнь —только миг, только сон, только голубь сизый, мчащийся вдогонку за сном, за растворяющимся по всем и по всех, в облаках, в воздухе, промелькнувшим видением, —таково содержание стихотворения Б. Пастернака. Субъективистское искусство всегда доказывало, что жизнь — "только миг", "только сон" и что поэтому нелепо стремиться к ее улучшению, тратить силы на борьбу за лучшее будущее Родины, человечества…
…Советские писатели призваны и разумом, и всем сердцем чувствовать величие нашего времени. С той же ясностью и постоянством, с какими Владимир Маяковский всегда видел перед собой перспективу социализма, освещавшую почту все стороны его современности, со всеми ее реальными трудностями и противоречиями, писатели должны всегда видеть перед собой великую, захватывающую перспективу нашего будущего. Советский писатель должен находиться на той исторической, идейной вышке, с которой ясно видны главные, ведущие, непреоборимые созидательные силы нашего общества, советского народа — творца истории и его вождя и руководителя—могучей Коммунистической партии. Вся жизнь нашего общества открыта перед духовным взором художника, он обязан видеть, как неуклонно побеждают силы нового и передового в нашей стране, и участвовать всем своим талантом в этой борьбе п победах.
Литература социалистического реализма—литература жизненной правды, литература силы того общественного строя, который опирается на объективный ход истории, перед которым впереди все новые и новые, трудные и величественные победы, потому что будущее — за ним и только за ним!
Велико счастье быть писателем, борющимся всеми образами своих произведений за полное торжество самого справедливого и могучего общественного строя, за дело победоносной Коммунистической партии.
В. Ермилов".
("Правда", 1954, № 153 (3, июнь), с. 4-5).

Комментариев нет: