среда, 5 июня 2019 г.

"Я в колхозе звеньевая…"


"…Боевая, смелая; 
Ловко я плясать умею 
И в работе первая".
 


65 лет назад дуть в трубку особенно часто приходилось советским героям труда:

"Вл. Луговской
Старая звеньевая
Е. С. Хобте

Ни труды, ни заботы
                                    ее не сглазили,
Чуть пригорбили плечи,
                                         тронули рот.
Вот сидит она, крепкая,
                                          голубоглазая,
По-хозяйски неспешную речь ведет.

А за окнами вьюга
                                пляшет и воет,
Так, что в хатах колхозных
                                           дрожат огоньки.
Замело весь район
                         белой мглой снеговою,
Свист летит
                     от Днепра,
                                        от могучей реки.
И опять к телефону
                                     ее подзывают,
Из райкома
                    несут разговор провода.
Дует в трубку
                          старая звеньевая,
Депутат Украины –
                                     герой труда.

И степенно потом
                       свой рассказ продолжает
О батрацкий годах,
                              о тяжелых трудах,
О девчатах звена,
                               о своих урожаях,
О работе, которой она горда.

И встает перед нею Каховка,
                          базарная, хищная, злая,
Медным, яростным солнцем
                                   над степью пылая,
Где под праздник весенний
                                                   Миколы
Нанимались девчата и хлопцы
                 на пристани пыльной и голой.
Где с тринадцати лет
                   за тринадцать рублей  
                                 нанималась она на все лето.
А нанявшись,
                       не видела света.
И помещик в Крыму
               помыкал ясноглазой девчонкой,
И высокие тучи
           в степи проходили сторонкой.
И она
Двенадцать коров доила,
И двенадцать телят кормила.
Недосыпала,
Недоедала,
Так уставала,
Только в работе
Всех обгоняла.
………………………………….

"Вот в Кремле я
               и Паша Ангелина
                                    рядом со мною,
С украинскою
                       старою звеньевою.
Вот звезда моя
                          от народов
                                            всего Союза
За труд мой упорный,
                                              за кукурузу.
Это звезда моего звена,
Много мы дали народу зерна
За годом год урожаи растили,
Много хороших людей накормили.

Мне, каховской батрачке,
                         никогда не жалевшей сил,
Руку Сталин пожал
                          и со мной говорил.
И сидела я с Берутом –
                                  он в Варшаве живет,
И бокал поднимала
                               за польский народ.
За великую дружбу вино я пила
И до нашего
                      всех
                             приглашала села.
И теперь две страны
                                    меня в гости зовут,
И теперь
              отовсюду
                              мне письма шлют.
Пишут мне
                   крестьянки Китая:
- Приезжайте
                       к нам, звеньевая!
Вот портрет Мао Цзэ-дуна,
                                       Чжу Де портрет.
Это мне из Пекина
                               прислали
                                                привет.
И просили румынки в работе помочь,
Поздравляя меня в новогоднюю ночь.
Пусть Никита Сергеич
                                         товарищ Хрущев
В этом доме
                     не раз
                                побывает еще".
Мягким снегом
                         укутался маленький дом.
Пусть не тронут его
                             ни печаль,
                                               ни беда.
Ветер, ветер,
                        волнистые вихри кругом,
Стылых, черных ветвей череда.
И звонит телефон, и гудят провода.

Любим мы строгий взлет
                              полных мудрости дум.
Эту мягкую речь,
                                 государственный ум,
Все рассказы старухи,
                                       что так хороши,
Опыт прожитой жизни,
                                  закалку души.

И поет зимний ветер
В трубе
Песню тихую
О тебе:
Недосыпала,
Людей ободряла,
Колхоз поднимала,
В трудной работе
Всех обгоняла.
Вот какой ты,
Олена Семеновна, стала.
Матушка, мать,
Дай твою руку
Поцеловать".

("Литературная газета", 1954, № 67 (5, июнь), с. 2).

Комментариев нет: