четверг, 14 января 2016 г.

"Не спи, не спи, художник, не предавайся сну..."

"...Ты - вечности заложник
У времени в плену".



65 лет назад в СССР самыми лучшим американским писателем считался Говард Фаст:
«Два лагеря в литературе Америки и Англии.
... Обострение противоречий между лагерем империализма и лагерем демократии и социализма, между поджигателями войны и борцами за мир поставило западных писателей в такое положение, что занимать промежуточные позиции стало невозможно. Каждый писатель вынужден откровенно заявить, с кем он, - с теми ли, кто хочет войны и крови, или с теми, кто за мирный созидательный труд и счастье человечества. Лишь теперь, когда действительность заставила их выступить с открытым забралом, многие буржуазные писатели показали свое истинное лицо.
Такие американские писатели, как Джон Стейнбек, Эптон Синклер, Джон Бойнтон Пристли и другие, в свое время создавшие произведения, в которых они открывали завесу над некоторыми пороками буржуазного общества, теперь окончательно скатились в болото реакции, стали чистопробными ренегатами и предателями народа и демократии. Эти писатели прикрывались «розовыми занавесками», когда этого требовала конъюнктура на книжном рынке Америки и Англии. В то время нельзя было противостоять мощной волне антифашизма, нельзя было выступать против СССР, героически выносившего на своих плечах всю тяжесть борьбы с фашизмом, так как это угрожало потерей массового читателя, потерей престижа, а следовательно – и доходов.
Теперь же, когда вся машина империалистической пропашанды работает на войну, когда денежные мешки Уолл-стрита не скупятся на оплату любого вида клеветы на демократию и СССР, а машина реакционного законодательства ожесточенно преследует малейшие проблески прогрессивной мысли, «игра в демократию» стала опасной и невыгодной. Вот почему Эптон Синклер и Синклер Льюис, Пристли и Стейнбек опозорили свое лицо, продались финансовым воротилам, стали заклятыми врагами Советского Союза и борцов фронта мира.
Это привело к тому, что творчество скатилось к заурядным декадентским писаниям. Вывих в душах бесчестных и трусливых авторов привел к тому, что и герои их стали людьми развращенными, преступными, больными, никчемными...
Так, в одном из последних романов Стейнбека («Консервный ряд») героями является кучка бродяг, путем шантажа поселившаяся в доме в Монтерее. Стейнбек умильно расписывает жизненный уклад, созданный его героями – бродягами, проститутками и «симпатичными» содержательницами публичных домов.
Роль черчиллевского подголоска оказалась более по плечу, чем труд писателя-борца против фашизма, другому американскому писателю-ренегату Эптону Синклеру. Поэтому не удивительно, что герой его «Саги» Ланни Бэд – воинствующий космополит, сын американского торговца оружием и любовницы немецкого шпиона, а сам он – спекулянт, промышляющий вывозом в Америку художественных ценностей из Европы и, в результате, делающий «выгодную партию», женившись на безразличной ему миллионерше.
Если в творчестве упомянутых писателей в прошлом были какие-то проблески критических тенденций, то подавляющее большинство буржуазных реакционных писателей никогда и не пыталось критиковать загнивающий строй, которому они служат. Творчество этих писателей представляет собой мутный поток произведений, смакующих всяческого рода извращения, откровенную порнографию, гангстеризм, мистику и т. п. Эти писатели всегда были откровенными врагами демократии и с пеной у рта клеветали и клевещут на Советский Союз и его друзей.
Писатели-декаденты сознательно стремятся увести читателей от жгучих проблем сегодняшнего дня в мир мистики, бредовой фантастики, эротики, уголовщины. Книжный рынок Америки и Англии наводняет декадентская литература. Дешевенькие романы, смакующие альковные истории, детективы, в которых уголовщина перемешана с эротикой, а описание ресторанов и публичных домов с прогулками по загробному миру, таковы романы американских декадентов Фолкнера и Сарояна, Онейла и Пассоса, английских декадентов Грехема Грина, мракобеса Эвелина Во, Генри Триса, Могема, Хаксли и др.
Маразм, нравственная опустошенность, звериная ненависть к силам демократии и социализма, космополитизм и активная поддержка поджигателей войны – таковы основные характерные черты современной реакционной буржуазной литературы...
... Даже те писатели, которые пришли в лагерь демократии, в лагерь борьбы с империализмом и поджигателями войны, не всегда сразу находили свое истинное призвание – призвание бойцов за демократию.
В этом отношении показателен творческий путь таких писателей, как американского писателя Теодора Драйзера, как патриарха английской литературы, великого английского драматурга Бернарда Шоу, молодого английского писателя Джеймса Олдриджа и других...
… Объясняя, почему он не хочет ехать в Америку, Шоу в одной из своих последних статей писал: «Я опасаюсь ехать в Америку. Я, правда, считаюсь мастером классической иронии, но боюсь, что даже к я не смогу перенести вида Статуи свободы». Шоу внимательно следил за за жизнью Советского Союза. Он даже принял участие в дискуссии по вопросам биологии, прошедшей в нашей стране, и выступил на страницах газеты «Дейли уоркер» в защиту марксистских положений, выдвинутых Т. Д. Лысенко.
Всему миру известно имя мужественного борца за мир и демократию, американского писателя-коммуниста Говарда Фаста. Его романы «Гражданин Том Пейн», «Последняя граница», «Дорога свободы» и другие являются произведениями, разбивающими ложное представление об «исконных демократических традициях», присущих Америке, как это пытается изобразить буржуазная литература.  Говард Фаст беспощадно разоблачает ханжеское лицемерие буржуазных пропагандистов, пытающихся скрыть от мирового общественного мнения вопиющую расовую дискриминацию и угнетение национальных  меньшинств, на которых зиждется пресловутый «американский образ жизни»...
... В рядах прогрессивных писателей стоят также Джек Линдсей, Джеймс Олдридж, Шон О’Кейси, Ленгстон Хьюз, Айра Уолферт и др...
А. Сигалеско, заместитель директора областного института усовершенствования учителей».
 ("Советский Сахалин", 1951, № 10 (12, январь), с. 4).

Комментариев нет: