четверг, 26 ноября 2015 г.

"Не один стою зимой под вьюгой..."

"... В осенний дождь и в тяжкий летний зной.
Везде всегда со мной дыханье друга,
Везде всегда товарищи со мной".
  

60 лет назад в СССР кинематограф всё учил и учил советских людей бдительности:
«Кино.
Фильм о мужестве и бдительности.
«Следы на снегу».  Производство ордена Ленина киностудии «Ленфильм», 1955 г. Сценарий Г. Брянцева, постановка А. Бергункера.
Сюжет этого фильма не нов. Картины о мужестве и находчивости наших воинов, о самоотверженности патриотов нашей страны – рядовых советских граждан – наш зритель видел не раз. Вспомните хотя бы недавно выпущенную на экраны страны кинокартину «Призраки покидают вершины» или еще идущий в иркутских кинотеатрах фильм «Дорога». Но не в оригинальности сюжета, не в его нивизне заключается привлекательность этого правдивого и яркого рассказа о храбрых и честных людях. Зрителя подкупает чувство подлинного советского патриотизма, которым проникнуты кадры фильма, ярко выраженная мысль о том, что сила наших воинов, наших доблестных чекистов – в кровной связи с народом, в беззаветной поддержке всех честных советских людей, в правоте дела, за которое повседневно сражаются доблестные советские разведчики.
В фильме немного действующих лиц. И тем значительнее становится роль таких персонажей, как охотник-якут Быкодыров (артист И. Решетников), как скромная, но мужественная радистка Эверстова (артистка Е. Тэн) для воплощения основной мысли фильма – тесной связи чекистов с народом.
Охотника Быкодырова мы впервые видим в его зимовье за несложной работой. Умное, добродушное лицо старика, его неторопливые спокойные жесты, - весь облик труженика тайги сразу возбуждает к нему симпатию зрителей. И она растет от кадра к кадру, повествующему о любви старого таежника к своей Родине, о его самоотверженном служении ей. Смерть Быкодырова от руки врага только подчеркивает эту мысль и укрепляет уверенность в том, что враги, поднявшие руку на жизнь патриота-труженика, не уйдут от расплаты, как не уйдут они от расплаты за покушение на счастье великого народа, на его благосостояние и безопасность.
С достоинством ведет роль майора государственной безопасности Шелестова артист В. Краснопольский. Зрители видят полного сил, умудренного опытом, хорошо знающего свое дело чекиста, умеющего, когда надо, спокойно выждать события и действующего бесстрашно и стремительно в решительные минуты. Многолетний опыт и знание людей подсказывают ему, что, казалось бы, ясные доказательства (отвертка, найденная на месте преступления, деньги, похищенные из сейфа и обнаруженные в квартире монтера) подстроены для отвода глаз и что истинных виновников убийства профессора и взлома сейфа надо искать не здесь. Опыт, знание дела, решительность и мужество помогают ему добиться победы в борьбе с опасным и хитрым врагом.
Артист В. Гусев в роли лейтенанта Петренко сумел создать образ молодого чекиста, часто ошибающегося, но умеющего извлечь уроки из своих ошибок, уверенно вырабатывающего в себе качества волевого и решительного офицера. Психологически верные образы врагов, озлобленного против народа предателя Шараборина и матерого вражеского разведчика Белолюбского создали артисты М. Медведев и О. Жаков.
Правдиво и согласно со звучанием основных кадров показана в фильме природа севера. Картины пурги, суровые пейзажи заснеженных каменистых сопок усиливают напряжение и драматизм схватки, величие тайги, ее спокойствие и непоколебимость как бы подчеркивают характеры положительных героев фильма, неизбежность их победы.
Фильм «Следы на снегу» воспитывает волю к преодолению трудностей, мужество, учит наших людей быть бдительными.
В. Викторов».
 ("Восточно-Сибирская правда", 1955, № 78 (25, ноябрь), с. 4).

Комментариев нет: