среда, 25 ноября 2015 г.

"Прохлада волжского песка, и долгий крик с баржи..."

"... Неумолимая тоска
По василькам во ржи.
По песне, петой где-то там,
Уже бог весть когда,
А все бредущей по пятам
В Харбин, в Шанхай, сюда".


60 лет назад соревновательный азарт неутомимых китайских учеников превращал отдых некоторых советских людей за рубежом в одну сплошную скоростную свистоплавку:
«В гостях у китайских металлургов.
Рассказ сталевара мартеновской пени № 15 Георгия Колесникова.
Мне выпало большое счастье— в составе молодежной делегации Советского Союза побывать недавно в Китайской Народной Республике. В нашу делегацию, которая ехала в эту великую страну по приглашению Ново-Демократического Союза молодежи Китая, входили молодые рабочие и комсомольские работники: машинист паровоза депо станции Воркута т. Бескровный, ткачиха Чкаловского шелкокомбината т. Кудряшева, шлифовщица 1-го государственного подшипникового завода им. Л. М. Кагановича т. Овчарова, машинист угольного комбайна комбината «Карагандауголь» т. Шеин и другие.
В один из сентябрьских дней мы вылетели на самолете из Москвы на восток и через двое суток были уже в Пекине. Никогда в жизни, не забыть мне волнующей встречи нашей делегации. Китайские  трудящиеся по-братски любят советских людей. Мы знали, что встреча будет теплой, радостной. Но то, что мы увидели, почувствовали, превзошло все наши ожидания. Тысячи китайских юношей и девушек собрались на аэродроме, чтобы встретить посланцев страны Советов. Куда ни взглянешь — всюду радостные, сияющие лица, море цветов. Мы проходим по живому коридору, который образуют встречающие. Со всех сторон к нам тянутся тысячи рук.
Наша делегация приняла участие в работе Всекитайского слета молодежи, который явился яркой демонстрацией сплоченности и единства молодых строителей новой жизни в Китае, их преданности великому делу социализма. На заключительном заседании слета присутствовали руководители Коммунистической партии и правительства Китая во главе с товарищем Мао Цзэ-дуном...
Несколько дней пробыл я в мартеновском цехе Аньшаньского комбината — этого металлургического центра нового Китая. 
Мартеновским цехом здесь руководит товарищ Чзен Ян-цин. Это хорошо знающий свое дело сталеплавильщик, умелый руководитель производства. С ним мы могли разговаривать без переводчика, ибо он хорошо знает русский язык. Ведь в течение двух лет он овладевал искусством сталеварения на Запорожском металлургическом заводе.
Трогательной, теплой была моя встреча с китайскими мартеновцами.
Ознакомившись с комбинатом и особенно с мартеновским цехом, я в первый же день встретился со сталеплавильщиками. Несколько часов продолжалась наша беседа. С огромным вниманием слушали  собравшиеся мой рассказ о нашем комбинате, цехе, о передовых методах труда, применяемых магнитогорскими сталеварами. Когда я кончил, меня буквально засыпали вопросами. Я видел, что вопросы эти выдвинуты самой жизнью. Так, например, товарищи просили подробно рассказать, как у нас наваривается подина, как осуществляется уход за кессонами, ибо у них стойкость подин низкая, много времени теряется из-за того, что часто сгорают кессоны. Я охотно поделился опытом сталеплавильщиков Магнитки, дал несколько практических советов.
Затем я сам стал к печи, чтобы непосредственно на рабочем месте поделиться опытом советских сталеваров. На первой печи, где пришлось варить плавку, работал в этот день сталевар Ли Шан-чжунь. Кстати говоря, в Китае сталевара называют бригадиром.
Мастер в смене руководит работой двух печей.
Средняя продолжительность плавки в цехе составляла 10 часов 30 минут, а самая короткая 9 часов 30 минут. Плавка, которую мне довелось варить вместе с т. Ли Шан-чжунем, была выдана за 8 часов 25 минут.
Следующую плавку я варил самостоятельно. Десятки  сталеплавильщиков внимательно следили за ходом плавки, наблюдали за моей работой, стремясь овладеть советскими методами скоростного сталеварения. Некоторые из них по две смены не покидали цеха, чтобы посмотреть работу советского сталевара.Плавку мне удалось сварить за 7 часов 30 минут. Китайские товарищи горячо поздравляли меня.  Нет, это мало сказать — поздравляли! Я не успел опомниться, как меня начали качать.
На следующий день состоялась еще одна беседа со сталеплавильщиками
Аньшаня. Снова китайские друзья буквально засыпали меня вопросами о работе, о магнитогорских металлургах. Они опрашивали, как мы достигаем высокой стойкости свода, как ухаживаем за газовыми пролетами, как удаляем налет с насадок и т. д.
Здесь, на Аньшаныском комбинате, меня наградили значком «Отличник труда». Радостно было получить эту награду, но еще радостней  сознавать, что сталеплавильщики Аньшаня очень быстро овладели нашим опытом, достигли замечательных результатов.
Об их новой победе я узнал из газеты, находясь в Шанхае. В заметке говорилось, что, применяя методы труда магнитогорских сталеваров, мартеновцы первой печи сварили плавку за 7 часов 20 минут, а через два дня оно установили новый рекорд, сварив плавку за 7 часов, то-есть на три с половиной часа раньше установленного времени
Узнав об этих успехах, я сейчас же послал из Шанхая телеграмму в Аньшань, от души поздравив славный коллектив.
Спустя несколько дней, уже в Пекине я получил письма от аньшаньских сталеплавильщиков. Начальник  мартеновского цеха Чзен Ян-цин писал мне:
«Очень рад, что мы получили вашу телеграмму, которую вы послали в Шанхае.
Следуя вашему методу, мы достигли новой трудовой победы. После вашего отъезда 1-я печь выпустила одну плавку за 7 часов, другую за 6 часов. А пятая печь выдала плавку за 5 часов 45 минут. 
Все эти успехи убедительно показывают, что советский передовой опыт очень много нам помогает.
Мы будем еще лучше работать для блага Родины, чтобы быстрее итти по пути социализма. Большое спасибо вам за помощь. Прошу передать привет магнитогорским металлургам. Желаю вам успехов».
Таким же теплым было письмо сталеплавильщиков первой печи. В нем говорилось:«Применяя ваш метод, мы будем варить скоростные плавки.За короткое время мы многого достигли, но мы хорошо знаем, что нами сделаны только первые шаги в учебе. Мы преисполнены решимости еще лучше освоить ваши передовые методы, дать еще больше стали Родине.
Мы взяли обязательство на 4 дня раньше срока выложить годовой план и свое слово сдержим».
Кроме того, я побывал на Пекинском, Чунсинском, Шанхайском и Тайюаньском металлургических заводах. Здесь я тоже делился опытом скоростного сталеварения. На Тайюаньском заводе я, как и в Аньшане, самостоятельно варил плавку, выдав ее за 5 часов 10 минут вместо 9 часов 30 мин...»

Комментариев нет: