понедельник, 2 ноября 2015 г.

"На дубу, меж ветвей, у реки Дуная..."

"... Молодой соловей
Пел, забот не зная".


65 лет назад широко шагало по миру искусство советской оперетты:
«Театр.
«У голубого Дуная».
«У голубого Дуная» - музыкальная комедия. Постановка Иркутского театра музыкальной комедии. Режиссер И. Л. Орловский, дирижер Л. З. Балло, балетмейстер Е. Б. Эджубова, художник Г. В. Будрин.
Музыкальная комедия «У голубого Дуная» (текст А. Гуревича, музыка А. Лепина) посвящена актуальной теме. Она рисует сложную обстановку современной Австрии. События происходят в двух городах: Нейштадте, находящемся в советской зоне оккупации, и в Вене, где хозяйничают американцы.
Центральная героиня пьесы – известная опереточная артистка Луиза Тессау.
Живя в Вене, Луиза Тессау получила предложение из Нейштадта исполнить главную партию в новой советской оперетте «У голубого Дуная». Американцы и их ближайшие помощники – бывшие гестаповцы, не стесняются никакими средствами, чтобы сорвать премьеру этого спектакля, призывающего к борьбе за мир. Они пускают в ход весь свой арсенал – шпионаж, шантаж, подкуп.
Гвардии старшина Арвид Витол помогает Луизе Тессау вырваться из рук американских молодчиков. Приехав в Нейштадт, она встречается со своим возлюбленным – режиссером оперетты Куртом Вольф-Георг, прожившим несколько последних лет в Москве.
Луиза вначале не понимает Курта, говорящего ей, что искусство – активная сила в борьбе за мир. Но шаг за шагом она приходит к сознанию высокого общественного назначения передового театра.
За кулисами Луизу окружают самые различные люди: от жалкой, крикливой примадонны Лукреции фон-Тассари, мечтающей об американских долларах и Бродвее, до умного и доброго старика Франца. Она с удивлением и восторгом знакомится с советскими людьми, которые помогают ей понять, что счастье артиста – в его единении с народом, что «сила искусства – ложь побеждать». 
В пьесе реалистично показаны советские люди – комендант Нейштадта гвардии майор Ковалев, гвардии старшина Арвид Витол, сотрудница комендатуры в Нейштадте Галина Одинец. Прекрасно ориентируясь в обстановке страны, они разоблачают все грязные происки американцев.
Наиболее сильны и интересны в оперетте сцены, где сталкивается чистая мораль советских людей с гнилой моралью американцев. К этим сценам относится разговор советской девушки Галины Одинец с наглым капитаном армии США Фредом Дуллитом и особенно диалог майора Ковалева и Фреда Дуллита.
Оперетта правдиво отражает отношение жителей Вены и Нейштадта к представителям Советского Союза и Америки.
Большим достоинством этой музыкальной комедии является музыкальная ее часть. Хотя и нельзя сказать, что в ней все музыкальные номера высоко художественны, но музыка в оперетте органически связана с действием, она естественно вытекает из него и углубляет его содержание.
Так, например, хор ярко характеризует возмущение жителей Вены поведением грубых и беспардонных американцев. Конфликт Луизы и Курта в дуэте первого действия раскрывается также чисто музыкальными средствами, противопоставлением серьезной музыкальной культуры Курта, мечтающего видеть родное австрийское искусство борцом за мир и легкой танцовальной (типа штраусовского вальса) мелодии Луизы, прославляющей любовь и «чистое» искусство.
Очень выразительна ария Курта в третьем действии, направленная разоблаченному и потерпевшему крах во всех своих поисках американцу Дуллиту.
Все основные персонажи оперетты имеют свою индивидуальную характеристику, отраженную в музыке (песенки Арвида, Галины, арии Ковалева, Курта Вольф-Георг и Луизы Тессау, куплеты Франца). Фред Дуллит, вкупе с продажной и дешевой «примадонной» Лукрецией фон-Тессари, очень удачно обрисованы на фоне отвратительного в своем уродстве американского фокстрота. Хороши в музыкальном отношении и массовые финалы всех трех актов.
Коллектив театра музыкальной комедии серьезно работал над интересной советской комедией «У голубого Дуная». Отдельные исполнители ролей в спектакле создали волнующие, искренние образы. Правдиво и непосредственно живет на сцене артистка И. Е. Попова (Луиза Тессау). Правильно поняв замысел автора, молодая артистка сумела показать сложный путь становления нового мировоззрения у людей современной Австрии. Попова обладает большим и хорошим голосом, но, к сожалению, не имея вокальной школы, иногда оказывается беспомощной в преодолении певческих трудностей.
Образ молодой советской девушки Галины Одинец – требовательной и проницательной на работе, нежной и строгой в любви создала артистка Н. П. Алексеева.
Артист М. Я. Боннэр в небольшой роли Генриха яркими штрихами создал тип негодяя – гестаповца, ныне жалко пресмыкающегося перед американцами и предающего свой народ. Артист Боннэр настолько цельно и законченно трактует образ Генриха, что едва ли это не самый яркий образ в спектакле по степени артистического мастерства.
Хорошие детали, яркие краски радостно отметить в игре артиста Б. М. Туф. Нушке Оттомар в его исполнении – бесхарактерный, глуповатый антрепренер, вызывающий искреннее чувство юмора.
Очень выразительно артистка Т. А. Симонова создает образ Лукреции фон-Тессари, бывшей хористки, вылезшей темными путями в «примадонны».
И наряду с этими творческими удачами в работе коллектива театра над спектаклем есть ряд недостатков. Артист Д. Н. Квитко в важной и ответственной роли коменданта Нейштадта Ковалева скован в действиях. Передать строгую выдержку и проницательность опытного в дипломатических делах советского человека ему не удалось. Однообразен и примитивен артист Маньковский (капитан армии США Фред Дуллит).
Игра артиста А. В.  Тульпо, исполняющего роль Курта Вольф-Георга, настолько неинтересна, что о характере и значении этого образа зритель с трудом догадывается из нескольких слов о нем. Жесты, движения артиста Тульпо искусственны. Бледно, не выразительно и вокальное исполнение роли. Целый ряд сильных в драматургическом и музыкальном отношении сцен в спектакле абсолютно теряет свое значение в результате неудовлетворительного исполнения артиста Тульпо.
Следует сделать критические замечания и в отношении массовых сцен, главным образом со стороны их внешнего оформления. Артисты театра оперетты выглядят в своих костюмах убого, и делается обидно за советскую оперетту, которая по ходу пьесы показывается на сцене. Неужели для молодежного танца нельзя было сделать соответствующие костюмы. Достаточно вспомнить советскую делегацию в документальном фильме «Юность мира», чтобы понять, как в действительности выглядит молодежь нашей страны. Неряшливость в костюмах хористов усугубляет неприглядность массовых сцен.
Интересны декорации художника Г. В. Будрина, особенно во 2-м действии (панорама Дуная) и в заключительной картине спектакля. В последней картине хотелось бы больше света, как символа радости и жизни.
Не вполне удовлетворяет звучание оркестра (дирижер Л. З. Балло); группа духовых инструментов подавляет своей звучностью струнные инструменты, и без того слабо и нечисто звучащие, оркестр запаздывает со вступлением, а в оперетте, где музыка неразрывно связано с действием, подобные недоделки аналогичны запаздывающей реплике, это нарушает темп спектакля в целом.
Иркутский театр музыкальной комедии идет, несомненно, по правильному пути, обращаясь при выборе репертуара к опереттам на современные, актуальные темы. Постановщик спектакля И. Л. Орловский и коллектив театра правильно разрешили замысел автора «У голубого Дуная». Но театру музыкальной комедии необходимо учесть, что работа над современными комедиями требует от него особенной тщательности, целеустремленности, углубленной трактовки каждого образа. Руководству театра следует серьезно подумать о качестве исполнения ролей отдельными артистами, а также о внешнем виде актеров на сцене, ибо советский зритель хочет видеть хорошую пьесу, хороших артистов и реалистическое, красивое оформление спектаклей.
Е. Савинцева».
("Восточно-Сибирская правда", 1950, № 237 (2, ноябрь), с. 3).

Комментариев нет: