среда, 17 июня 2020 г.

"За спиной мы почуяли крылья, нам не страшен простор высоты..."


"...Стали светлой и радостной былью
Соколиные наши мечты!"
  

65 лет назад в советскую драматургию вошла наконец тема необходимости проявления стойкости в защите жён от партии и правительства:
"Театр
Правда жизни
Пьеса А. Корнейчука "Крылья" на сцене Малого театра
Малый театр поставил новую пьесу А. Корнейчука "Крылья". Ее название не случайно, оно имеет глубокий смысл. "Такую правду жизни, такую силу нашу раскрыл Пленум, что мы теперь крылатыми стали. Мне там не раз казалось, что я лечу надо всей нашей землей",— так взволнованно передает свое душевное состояние главный герой пьесы, секретарь обкома партии Ромодан, вернувшийся из Москвы после сентябрьского Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии. Вера в великую вдохновляющую роль партии, в неиссякаемые творческие силы народа составляет идейный стержень спектакля.
Драматургию А. Корнейчука всегда отличали острая злободневность, страстная публицистичность, глубокая идейность, партийный подход к оценке больших явлений общественной жизни. Драматург в своем творчестве стремится быть на главном направлении борьбы за торжество коммунизма. Герои его остро драматических произведений— это выразители больших идей, участники борьбы за утверждение нового в жизни. В пьесе "Крылья" А. Корнейчук развивает лучшие черты своей драматургии.
События в пьесе "Крылья" развертываются в дни, предшествующие историческим решениям партии о крутом подъеме сельского хозяйства. Автор ставит важные проблемы, насыщает пьесу богатым содержанием, вскрывает сложность жизненных противоречий. Страстно и убедительно бичуются в пьесе носители бюрократизма и бездушия, самоуспокоенности и самодурства, зазнайства и начетничества.
С большой заинтересованностью работал коллектив Малого театра над нелегкой для сценического воплощения пьесой. К участию в постановке были привлечены лучшие актерские и режиссерские силы. Театру удалось преодолеть отдельные недочеты в композиции пьесы и четко вылепить все, даже эпизодические, образы.
В центре спектакля образ секретаря обкома партии Ромодана, роль которого играет народный артист СССР М. Царев. В создании этого персонажа драматург и театр сумели избежать трафарета, по которому в иных постановках партийный работник лишался живых черт человеческого характера. Образ Ромодана М. Царев раскрывает тонко, искрение. Драматизм положения секретаря обкома обусловлен трудными условиями работы и глубоким сознанием личных ошибок. В дни войны жена Ромодана была оклеветана врагами, а он, ее муж, не проявил стойкости в ее защите, поверил документам, ловко сфабрикованным врагами. Жена Ромодана была оправдана. Но недоверие мужа разрушило хорошую семью.
Ромодан— Царев напряженно и вдумчиво всматривается в жизнь, знакомится с партийными и советскими руководителями области. И по взгляду его  внимательных глаз, по простой манере обращения, по кратким и выразительным репликам зрители понимают, что перед ними человек большого ума и высоких душевных качеств.
Простота поведения М. Царева в роли Ромодана достигнута большой работой, она является следствием зрелого мастерства артиста. М. Царев тонко показывает, что чем культурнее человек, тем естественнее и проще он держится с людьми. Ромодан принадлежит к тем партийным руководителям, которые сильны своей связью с народом и в этой связи с массами находят свои "крылья" —силу и дерзание в борьбе.
Ромодану, носителю партийных принципов нашей жизни, в пьесе противостоит вельможа и бюрократ Дремлюга. В его обрисовке драматург и театр тоже не пошли по проторенной дорожке штампа, когда, вопреки жизненной правде, отрицательные герои рисуются одной черной краской. Дремлюга в исполнении народного артиста УССР Н. Комиссарова —это неглупый человек, с уверенной осанкой, с большим партийным прошлым, человек, привыкший руководить, по-своему болеющий за дело. Но Дремлюга оторвался от жизни и не знает насущных нужд народа. Он искренне убежден, что им одним "держится область". Дремлюга предстает перед нами в тот момент, когда из человека честного, но уже много раз ошибавшегося  он становится перерожденцем, опасным для дела народа, для партии.
Ромодан и Дремлюга —это характеры-антиподы. Столкновение, острый конфликт между ними неизбежны. Ромодану требуется много силы, выдержки, воли, такта для того, чтобы показать всю вредность методов работы Дремлюги.
Вначале Дремлюга производит вполне благоприятное впечатление. Но чем дальше, тем больше перед зрителями раскрывается образ бюрократа, перерожденца, который, пользуясь своим высоким положением, подмял под себя многих честных людей, сковал их инициативу.
Есть ли в нашей жизни Дремлюги? Конечно, есть. Это —руководители, которые остановились в своем развитии, погрязли в болоте обывательщины. И вполне закономерно, что Дремлюга окружает себя льстецами, карьеристами, подхалимами, тупицами. Таковы и начальник облплодо-овощторга Терещенко в превосходном исполнении народного артиста РСФСР Н. Светловидова, и псевдоученый, кандидат философских наук, талмудист и догматик Овчаренко, остро сатирический рисунок которого создает заслуженный артист РСФСР В. Хохряков, и другие.
Убежденный в непререкаемой и незыблемой силе своего авторитета, Дремлюга глушит и подавляет последние остатки самостоятельности даже у тех людей, которые до знакомства с ним были способны на дерзание, на смелую мечту.
Искалечен Дремлюгой способный агроном Вернигора. "Жить не хочется...— говорит он с болью.—Нет уже Кирилла Захаровича Вернигоры, нет... Скрутил меня... а потом сломал...". Народный артист РСФСР Г. Ковров с большом мастерством раскрыл внутреннюю подавленность, скованность Вернигоры, в прошлом человека творчески активного. Особенно хорошо проводит артист сцену обсуждения в обкоме материалов предстоящего совещания животноводов. Тонко и убедительно показывает он, как с помощью Ромодана к Вернигоре возвращаются былая уверенность и жажда деятельности.
Конфликт между Ромоданом и Дремлюгой раскрывается артистами М. Царевым и Н. Комиссаровым не как столкновение двух противоположных личностей, а как принципиальная борьба за стиль партийного руководства, за творческую инициативу, за ответственность перед народом.
В своих драматургических произведениях А. Корнейчук уделяет большое место роли женщины в нашем обществе. И в пьесе "Крылья" драматургом созданы обаятельные женские образы: Анны Падолист, сестры Ромодана —Варвары, хирурга Катерины Ремез, дочери Ромодана—Лиды.
Глубоко волнует зрителей неожиданная встреча секретаря обкома Ромодана с его бывшей женой врачом Анной Падолист, пострадавшей от клеветы. В этой короткой, но напряженной сцене перед зрителями возникает большая личная драма двух любящих людей, между которыми стоит призрак былого недоверия...
—Не стоит нам встречаться. Ни к чему. И нам и тебе лучше будет...—говорит Анна (народная артистка СССР Е. Гоголева).
В этих словах звучат и горе, и годами подавлявшаяся неугасимая любовь Анны Падолист к Ромодану, бывшему ее мужу. Не легко, не сразу раскрывает Корнейчук сближение двух любящих людей. Сначала на этом пути становитея их родная дочь Лида, которая с молодой горячностью и непримиримостью обвиняет отца.
Игра народной артистки СССР Е. Гоголевой исполнена огромной выразительности. Горе не сломило ее, в трудные дни ей помогали сознание своей правоты, поддержка коллектива советских люден. Гоголева рисует убедительный и сильный образ советской женщины наших дней —гордой, самостоятельной и непреклонной.
Глубоко драматична сцена объяснения отца с Лидой. Молодая артистка Ю. Бурыгина, впервые выступая в столь ответственной роли, вполне справилась с нею.
Хорошо, проникновенно играет народная артистка РСФСР С. Фадеева роль сестры Ромодана —Варвары. У нее тоже большое горе: она, знатная звеньевая, выращивавшая высокие урожаи кукурузы, за "беспокойный характер" была отстранена Дремлюгой. Варвара не склоняет головы, она верит в торжество правды и борется за нее. Живой юмор, внимательное отношение к брату, старание примирить его с семьей являются замечательными чертами этой простой женщины.
Овации зрительного зала вызывает появление на сцене народной артистки СССР А. Яблочкиной, создавшей образ старой учительницы, которая в преклонном возрасте не отошла от интересов жизни. Неувядаемое мастерство А. Яблочкиной еще раз подтверждает реалистические, подлинно народные традиции Малого театра.
Заслуженная артистка РСФСР И. Ликсо создает сложный, очень теплый и тонкий, полный внутреннего драматизма образ хирурга Катерины Степановны Ремез. Сверкает народным юмором игра заслуженного артиста РСФСР В. Доронина в роли садовника Самосада.
Спектакль Малого театра —радостное событие. О каждом исполнителе можно было бы сказать много горячих слов, ибо каждая, даже самая небольшая эпизодическая роль представляется в нем характерной и важной. Режиссеры народный артист СССР К. Зубов и заслуженный деятель искусств РСФСР В. Цыганков глубоко раскрыли идейный замысел драматурга.
Пьеса и спектакль не лишены недостатков. Автор не всегда находит яркие краски для показа богатого духовного мира своих героев. Характеры некоторых действующих лиц лишь обозначены, но глубоко не раскрыты. Бледны в пьесе образы председателя городского Совета Роевого, секретаря горкома партии Калины, несколько ходулен директор облплодоовощторга Терещенко. Язык пьесы местами теряет присущие Корнейчуку сочность и образность. Однако отдельные недостатки пьесы и спектакля не могут заслонить главного —драматург и театр создали злободневный, волнующий, глубоко партийный, нужный народу спектакль.
Проф. М. Добрынин".
("Известия", 1955, № 142 (17 июня), с. 3).

Комментариев нет: