среда, 5 февраля 2020 г.

"Я твёрдо всё решил: быть до конца в упряжке…"


"…Пока не выдохнусь, пока не упаду.
И если станет нестерпимо тяжко,
То и тогда с дороги не сойду".


50 лет назад выдающийся советский деятель Е. М. Примаков вовсе пока не выдыхался и не падал:
"Тель-Авив: На сцене и за кулисами
Рухи Хатыб живет теперь рядом с мечетью на "Джебель Вебди" — на одном из тех холмов, где разбросала свои дома иорданская столица Амман. Он помнил нашу первую встречу осенью 1965 года в совсем другом доме да и в другом городе — в муниципалитете арабской части Иерусалима. Одной из главных забот мэра была тогда чистота улиц. Сейчас заметно постаревший человек говорит о куда более значительном — как вообще спасти от разрушений арабские дома и улицы в Иерусалиме и на других землях, оккупированных Израилем.
— Я уверен, что у оккупантов есть четкий, продуманный план вытеснения арабов из Иерусалима и из целого ряда других районов западного берега,—говорит Рухи Хатыб.— Они хотят "очистить" от арабов эти земли и именно по-этому не хотят политического решения ближневосточной проблемы. Я еще больше убедился в израильских замыслах, узнав о введении так называемого "коллективного наказания" арабского населения оккупированных территории в случае нападения партизан на израильских солдат или жителей.
"Коллективное наказание", инициатором которого был министр обороны Израиля, называлось еще и по-другому — "наказание за соседство". Оно заключалось в следующем: израильские солдаты получали "право" взрывать и сносить дома теперь уже не только тех, кто помогал палестинским партизанам, а просто тех, кто жил рядом с местом, где случилась партизанская операция.
Для небольшого арабского городка Хальхуль, расположенного между Бетльхемом и Хеброном, это началось 24 октября, еще до официального провозглашения Моше Даяном своей преступной доктрины. На городской улице партизаны атаковали израильский патруль. Во время нападения был убит израильский офицер. В качестве ответной меры оккупанты сровняли с землей все дома арабского городка в километровом радиусе от места партизанского нападения.
Недавно на "мосту Алленби", по которому осуществляется движение между двумя берегами Иордана, я встретил одного из тех, чей дом в Хальхуле был превращен в дымящиеся обломки.
— Нас собрал прибывший в город Моше Даян,— рассказал 40-летний житель Хальхуля, отец пяти детей Мухаммед Хусейн,— и, обратившись к нам по-арабски, заявил: "Вы теперь можете либо уйти в Иорданию, либо поселиться в лагере в пустыне Негев у Биршебы". По словам Хусейна, c 24 no 27 октября этого года в Хальхуле оккупанты сравняли с землей около ста арабских домов.
Многим известно, как любят израильские пропагандисты "дезавуировать" свидетельства арабов. Чего только при этом не говорится —и об умышленном преувеличении, о "безграничных эмоциях", и даже о "больном воображении". Насколько мне известно, никто в Израиле до сих пор не посмел опровергнуть свидетельства о преступлениях в Хальхуле, сделанного корреспондентом лондонской консервативной газеты "Тайме" Патриком Броганом и опубликованного в этой газете 27 октября 1969 года. Патрика Брогана уж очень трудно заподозрить в антиизраильской предвзятости. В течение многих месяцев он писал статьи, в которых, мягко говоря, занимал сторону Тель-Авива. Вот что Патрик Броган написал после того, как 26 октября утром он посетил Хальхуль:  "60 или 70 домов было разрушено в этом городе. Я сосчитал их. Этим утром люди рылись в обломках, пытаясь отыскать свои вещи, пищу, мебель. Им не дали времени даже для того, чтобы вынести все это перед тем, как дома были взорваны".
Нет официального подсчета того, как много домов разрушено иа сегодняшний день. Арабские источники и ряд иностранных критиков утверждают, что цифра перевалила за 7 тысяч... Но каково бы ни было число —факт, что много арабских домов уничтожено и многие —без всяких доказательств участия их владельцев в партизанском движения.
Однако было бы неправильно думать, будто так уж гладко проходит израильская линия на изгнание арабов с их земель, захваченных в июне 1967 года. "Доктрина Даяна", —признает израильская газета "Гаарец",—ведет к росту ненависти к израильскому правительству".
Существует еще одно обстоятельство, которое в конечном счете будет не легче игнорировать сионистскому руководству Израиля, чем рост арабского сопротивления на оккупированных землях. Фашистские методы, используемые против арабов, открывают глаза многим израильтянам на сущность политики
нынешнего сионистского руководства страны. Для некоторой части израильтян это приводит к разочарованию или даже к подавленности. Но наряду с "пассивной оппозицией" в Израиле существуют и растут силы, которые не только чувствуют вину за варварские действия сионистского руководства, а все решительнее борются против империалистической политики нынешних лидеров, за курс, направленный на установление справедливого мира с арабами, за быстрейшее политическое урегулирование ни Ближнем Востоке.
Е. Примаков.
(спец. корр "Правды")
Багдад, февраль".
("Правда", 1970, № 36 (5, февраль), с. 5).

Комментариев нет: