среда, 12 апреля 2017 г.

"Снип-снап-снурре..."

"...Пурре-базелюрре". 


75 лет назад на временно оккупированных советских территориях принимали пожелания дальнейших успехов в своей работе руководители центров занятости населения:   
"Уехавшие на работу в Германию пишут на родину
В предыдущих номерах нашей газеты мы сообщали, что на имя биржи труда, для передачи родным, поступили первые письма от уехавших на работу в Великую Германию.
Письма продолжают поступать. Уехавшие с восторгом отзываются о своих первых впечатлениях. Помещаем два письма бывшей сотрудницы Юзовской биржи труда Ашитовой Анастасии на имя шефа биржи г-на Шнурре и своей подруги Ларисы Савченко.
-----
Дуйсбург, 17 марта 1942 года
Добрый день, господин Шнурре!
В первых строках моего коротенького письма сообщаю Вам, что я счастливо доехала. Опишу Вам коротко нашу поездку. Ехать, правда, было не так легко, но нужно привыкать ко всему. Проезжали мы через города, которые безобразно разрушены большевиками. Это, конечно, нас очень поразило. Но перед нами стояла иная земля, держащая на себе громадные, аккуратно построенные заводы, фабрики, красивые дома с зеркально-чистыми улицами, с хорошими и образованными людьми. Этого мы никогда не видели в России. Здесь мы действительно убедились, что Великая Германия, освобождая нас от большевистского ига, принесет нам счастье, свободу и культуру. И в этом нет никакого сомнения.
6 марта, вечером, прибыли в г. Перемышль, где сделали пересадку. Выехали 9 марта и 12 марта. приехали в г. Гемер, где произошла разбивка всех женщин по группам: кто в какой город. На другой день отправили нас. Сейчас я нахожусь в г. Дуйсбурге. Дуйсбург очень красивый, замечательный город, как и все города Германии. Встретили нас очень дружелюбно. Спасибо за их заботу! Живется нам здесь хорошо и весело. Документов еще не получили никаких. Писать пока нечего, ибо мы еще не работаем, а будем работать на фабрике. До свидания! Желаю Вам наилучших успехов в Вашей работе. Привет от меня всем моим бывшим начальникам и сотрудникам.
Бывшая сотрудница биржи труда Ашитова Анастасия.
-----
Дуйсбург, 18 марта 1942 года
Здравствуй, дорогой мой друг Лариса!
Прежде всего сообщаю тебе, что я жива и здорова и благополучно доехала. Нахожусь я в Дуйсбурге. Этот город очень красивый. По дороге мы проезжали такие крупные, города, как Лейпциг, Дрезден, Дортмунд я много других. Какие здесь колоссальные строения! Здесь не увидишь таких захолустных избушек, как у нас, в России.
Действительно, здесь процветают свобода и культура. Я советую каждому побыть здесь. В этот город приехали 12 марта. Позже напишу об условиях и местах нашей работы. Нас— 35 человек. Живем весело и дружно. Питание очень хорошее.
Дорогая Лариса, если получишь мое письмо, напиши обязательно свой домашний адрес, ибо я его утеряла.
Писать много не буду. Буду теперь с нетерпением ждать от тебя письмо. Пиши, как работаешь, как живешь ты и все подруги. Пока до свидания. Привет всем нашим девочкам: Екатерине, Мусе, Неле, Вере и всем, всем. Когда будешь писать, сообщи адрес Кати.
Желаю тебе хорошо работать и жить счастливо.
С приветом. Твоя подруга Ася.
Жду от тебя ответ. Крепко целую тебя".
("Донецкий вестник", Юзовка, 1942, № 30 (12, апрель), с. 4).

Комментариев нет: