воскресенье, 30 апреля 2017 г.

"Вот красный надвигается дракон, горят во лбу два разноцветных глаза…"

"… И долго–долго, до проспекта Газа, 
нас будет пережевывать вагон".


30 лет назад в СССР совсем о разном думалось зрителям "Дракона" Шварца:
"Ваше свободное время
О правде жизни языком театра
В начале апреля в Люберецком Дворце культуры состоялась премьера спектакля "Дракон-сказка, 1943". Это событие в театральной жизни района не осталось незамеченным читателями "Люберецкой правды".
Заставил думать
В магазине очередь за товаром. Длинная. Подходит седой человек. Протягивает продавцу маленькую книжечку.
- Куда без очереди? – раздается возглас.
- Это инвалид войны, - спокойно объясняет продавец. – Пользуется правом.
- Право! Может и постоять! Некуда ему спешить! Все здесь одинаковы! – опять звучит тот же наглый голос.
А очередь?.. Она молчит. Молча поощряет наглость и неуважение к тому, у кого в годы войны каждая минута могла быть последней, кто с открытой грудью шел навстречу рою пуль, кого хоронила земля, поднятая взрывами бомб, снарядов, мин, и подстерегали осколки смертельного металла.
Молчит очередь. Я молод. Мне всего лишь 21 год. Но я знаю, что пережил этот седой внеочередной мужчина. В моей памяти Афганистан. И пули душманов. И взрывы. И потому не выдерживаю, подхожу к владельцу голоса, хватаю его за лацканы импортной джинсовой куртки. И только сейчас просыпаются здравые голоса в очереди. 
Вот что я вспомнил, когда смотрел "Дракон-сказку, 1943". В Драконе я увидел вездесущее зло, а в молчаливых его подданных – инертную очередь, которая ради двух-трех минут готова забыть тех, кто, как герой сказки Ланцелот, смотрел в глаза смерти ради вот этих молчащих.
Н. Афанасов,
старший сержант запаса".
 ("Люберецкая правда", 1987, № 71 (30, апрель), с. 3).

Комментариев нет: