понедельник, 10 апреля 2017 г.

"Милая моя, мы счастьем бредим большим, чем встречаем наяву..."

"... В наших душах 
Тысячи трагедий... 
И еще одну
 

Переживу".


65 лет назад волнующие и талантливые книги воспитывали у советских людей чувство высокой большевистской бдительности:
"Произведения лауреата Сталинской премии
«Югославская трагедия»
Орест Мальцев «Югославская трагедия». Роман. Журнал «Знамя» №№ 10, 11 и 12 за 1951 г.
Удостоенный Сталинской премии второй степени роман советского писателя Ореста Мальцева «Югославская трагедия» посвящен теме разоблачения гнусной изменнической деятельности титовской фашистской банды, всецело находящейся на службе американо-английских поджигателей войны.
В известной резолюции «Югославская компартия во власти убийц и шпионов» Информационное бюро коммунистических и рабочих партий дало глубокий марксистский анализ внутреннего положения в Югославии. В резолюции указывалось, что в результате контрреволюционной политики клики Тито-Ранковича, узурпировавшей власть в партии и государстве, в Югославии утвердился антикоммунистический, полицейский государственный режим фашистского типа.
Еще задолго до прихода к власти, в годы борьбы югославского народа против гитлеровцев, клика Тито-Ранковича успела оптом запродать Югославию англо-американским торговцам смертью. Художественному воплощению этой истины и посвящен роман Ореста Мальцева.
Роман отображает югославские события периода 1941-1944 года. Они характерны прежде всего самоотверженной борьбой мужественных патриотов Югославии против гитлеровских оккупантов. Трудящиеся Югославии не могли мириться с порабощением своей родины, зверским режимом гитлеровского хозяйничания в стране, массами шли в партизанские отряды, брались за оружие. Первые партизанские выстрелы прозвучали в Сербии 7 июля, в Черногории – 13 июля, в Хорватии, Боснии и Герцоговине – 27 июля 1941 года, т. е. вскоре же после исторического выступления по радио товарища И. В. Сталина. Сталинская программа разгрома фашизма стала знаменем борьбы всех свободолюбивых народов, в том числе и югославского.
Успехи героической Советской Армии вызвали новый подъем национально-освободительного движения в Югославии. К началу 1944 года в рядах югославских борцов насчитывалось без малого триста тысяч бойцов и командиров.
Все честные югославы, ставшие с оружием в руках под знамена борьбы с захватчиками, хорошо понимали, что только могучий Советский Союз в силах уничтожить гитлеровские орды и избавить человечество от угрозы фашистского ига, что освободительное движение в Югославии стало возможным благодаря СССР, отвлекшему на себя большинство немецких дивизий. Потому так глубоки симпатии югославских трудящихся к своим советским братьям, к Советской Армии, и потому так велика их благодарность товарищу Сталину, под гениальным руководством которого советские войска громили гитлеровцев. С именем Иосифа Виссарионовича Сталина югославы связывают все свои думы и чаяния, твердую веру в наступление светлого дня победы.
Для отображения этих лучших чувств югославского народа писатель нашел верные, выразительные краски. Запоминается сцена праздненства в партизанском отряде. Гусляра просят спеть о том, кого всех больше любят югославы.
«Гусляр задумался, потом улыбнулся чему-то своему. Лицо его посветлело, он гордо вскинул голову – и полилась дрожащая, чистая и торжественно-мерная мелодия. Струна пела, как человеческий голос. Слышались призывы, и мольба, и радость.
    Ой, Сталине, ты народни воджа,
    Без тебе се живети не може...
В голосе старика было много душевного волнения, а в словах – много ясной и глубокой любви к Сталину и веры в победу его справедливого
дела. Командиры и политработники ловили каждое слово, каждый звук струны, забыли про еду, перестали дымить сигаретами и чубуками.
Когда старик кончил петь, раздались громкие крики – «За много година Сталину!», «Нека живела Црвена армия!» - и такие дружные аплодисменты, что с дубовых веток, украшавших стены, посыпались листья».
Югославские партизаны от души, искренне радуются каждому новому успеху Советской Армии на фронте борьбы с фашистскими поработителями. Пламя этой борьбы все ярче разгорается и в горах Югославии. Что ни день, все новые фашистские поезда с боеприпасами и другими военными грузами летят под откос, все новые сотни солдат и офицеров не досчитываются фашисты.
Однако, несмотря на самоотверженность и героизм, партизаны не смогли в полную силу развернуть свои действия. Фашистским извергам помогало гнусное предательство клики Тито, которая, выполняя директивы своих империалистических хозяев, сделала все, чтобы ослабить, подорвать изнутри освободительное движение югославских патриотов.
Рисуя в романе зловещие фигуры белградских наймитов империализма, писатель вскрывает их давние преступные связи с врагами рабочего движения и иностранными разведками. Вот что из себя представляет, например, обер-бандит Тито. Сын хорватского кулака. Унтер-офицер австрийской армии. Участвовал в первой мировой войне, но, заботясь о спасении собственной шкуры, позорно дезертировал и оказался в русском плену. Находясь в России, близко сошелся с троцкистами. Тито предал батальон добровольцев, отправившихся в Испанию. Что еще можно сказать о Тито? Демагог, позер, любитель роскоши и кутежей.
Столь же реалистичен и портрет титовского соратника по грязным делам – Милована Джиласа. Сын жандармского офицера, он еще на студенческой скамье сумел войти в «доверие» югославской полиции. Американские хозяева прочили его на пост югославского Геббельса.
А вот физиономия Александра Ранковича. С 1935 года теснейшим образом связан с полицией. Носил различные шпионские клички. В числе других агентов и провокаторов помог в свое время диктатору Югославии Живковичу убить около ста партийных руководителей во главе с секретарем ЦК Джуро Джаковичем.
Удивительно схожи и биографии остальных титовских главарей: Эдуарда Карделя, Моши Пьяде. Все они верой и правдой служили немецкому гестапо, а позже запродали себя американо-английским последователям Гитлера.
Сердце сжимается от боли и гнева, когда читаешь страницы романа, повествующие о гибели многих лучших сынов югославского народа, ставших жертвами титовских палачей. Пал от руки титовцев народный герой Слободан Милоевич, вселявший бойцам любовь к Советскому Союзу, к Советской Армии.
Не стало любимца партизан, командира батальона Томаша Вучетина – одного из главных действующих лиц романа. Пуля предателя оборвала его прекрасную мужественную жизнь. Вот одна из сцен диких расправ над партизанами, совершавшихся по приказу Тито.
«Ряболицый большеголовый председатель дивизионного трибунала с длинными щетинившимися волосами, торчавшими из-под пилотки, как малярная кисть, неторопливо спешился, поправил сбившийся на живот огромный маузер и так же неторопливо подошел к Радовичу.
- Вы были недавно в селе Реповицы?
- Были, - ответил Радович, выдерживая сверлящий взгляд.
- У вас есть такой... Станко Турич?
- Есть. Он коммунист.
- А Стоян Подказарац?
- Это наш герой.
- Где они, эти орлы?
Оба партизана приблизились к рябому коннику, с любопытством глядя на него. Тот, бросив на них быстрый взгляд, поднес к глазам висевшую через плечо планшетку с какой-то бумагой под целлулоидом и хриплым голосом спросил:
- Вы гуляли в Реповцах на свадьбе у селяка Обрема Матича?
- Гуляли, а что? – Стоян улыбался...
- Ваше дело рассмотрел вчера военный трибунал дивизии...»
Едва успел титовский «блюститель порядка» закончить свою речь, как два дюжих молодчика выхватили револьверы и выстрелили партизанам в затылки. Убийство было мотивировано клеветническим обвинением расстрелянных в «нарушении революционной дисциплины».
Но описанный случай меркнет перед фактами массового уничтожения югославских патриотов титовскими торговцами родиной. На верную погибель они бросали целые партизанские отряды. Посылая партизан в сражения против численно превосходящих сил фашистов, титовцы заранее оповещали гитлеровское командование о времени и планах наступления. Что может быть чудовищнее этого!
Значительное место отведено в романе Ореста Мальцева разоблачению закулисного сговора югославских «вождей» с англо-американскими империалистами, уже тогда рассматривавшими Югославию как удобный плацдарм для будущих кровавых авантюр против миролюбивого Советского Союза. Чего стоит, например, циничное признание американского полковника Хантингтона: «Тито – это ключ, которым можно будет при удобном случае открыть себе двери на Балканы. Английские ключи: король Петр, король Михай, король Загу – это ржавые, устаревшие ключи, ими современные балканские двери не откроешь. Надо крепко держать в кармане новые».
К обладанию этими «ключами» и сводилась в основном вся деятельность так называемой англо-американской военной миссии при верховном штабе Народно-освободительного войска Югославии. Официально задача миссии заключалась в оказании помощи югославскому движению сопротивления. Однако, как показано в книге Ореста Мальцева, представители Англии и Америки эту «союзническую помощь» использовали только как средство превращения Югославии в колонию дельцов Уолл-стрита.
Характерен в этом отношении следующий факт. Незадолго до капитуляции фашистской Германии, рухнувшей под ударами победоносной Советской Армии, заокеанские хозяева предложили Тито провести пресловутую операцию «Ратвик», т. е. разрушить железнодорожную линию Скопле-Ниш-Белград, а также другие важные стратегические коммуникации. Цель этой операции заключалась якобы в том, чтобы помешать отходу гитлеровских войск. В действительности же она была направлена на то, чтобы помешать продвижению советских войск, дать англо-американцам возможность основательно закрепиться в стране.
В 1944 году Тито и его штаб перебрались на один из островов под защиту англо-американцев. В Неаполе белградский диктатор встречается с матерым поджигателем войны, злейшим врагом социализма и демократии Черчиллем. Во время этой встречи обсуждаются практические возможности полной оккупации Югославии американцами и англичанами. Но стремительное наступление Советской Армии сорвало тогда осуществление этих авантюристических замыслов.
Пробравшаяся к руководству страной титовская фашистская банда, действуя по инструкциям своих империалистических хозяев, сразу же приступила к ликвидации революционных завоеваний народа.
Широкие массы югославских патриотов ныне ясно сознают, что только путем активной борьбы они могут добиться освобождения Югославии от империалистической кабалы, от титовской фашистской диктатуры.
Дело, за которое борются сейчас все честные югославы, восторжествует. К такому выводу приходит читатель романа Мальцева.
«Югославская трагедия» - волнующая, талантливая книга. Она воспитывает у нас чувство высокой большевистской бдительности, помогает в разоблачении коварных происков американо-английского империализма и его шпионской белградской клики. Горячо рекомендуем роман Ореста Мальцева широкому кругу читателей.
С. Донцов".
("Советский Сахалин", 1952, № 86 (10, апрель), с. 2).

Комментариев нет: