пятница, 20 мая 2022 г.

"Я читаю письмо, а за окнами солнце смеётся..."

"... Начинается день,
И сердца продолжают любить.
Я читаю письмо
И уверен, что если придётся,
Всё, что сделал отец,
Я сумею всегда повторить!"


40 лет назад советские люди с огромной тревогой обращали внимание на серьезные упущения в воспитании подрастающего поколения поляков:
"Письмо из Варшавы
Продолжение трудного пути
На прошлой неделе исполнилось пять месяцев с того памятного декабрьского дня, когда введение радикальных предписаний военного положения пресекло действия авантюристов, рассчитывавших на успех контрреволюционного заговора в Польше. Пять месяцев, минувших после удара, ошеломившего контрреволюцию, подтвердили, насколько необходим и оправдан был такой шаг. Он создал условия для спасения общества от гражданской войны, государства — от контрреволюционного перерождения, а экономики— от катастрофы.
Листаю блокноты с записями последних месяцев. Поездки в разные воеводства, беседы с разными людьми — горняком, только что поднявшимся из забоя, и воспитательницей детского сада, главным инженером завода и мастером по ремонту телевизоров, депутатом сейма и крестьянином из подваршавского села... Их суждения, касающиеся забот насущных, в чем-то схожи, в чем-то отличны, но в одном единодушны — хорошо, что есть порядок, что снова ценится работа, что остановлено забастовочное безумие, пресечены хаос и анархия, что получают по заслугам спекулянты, авантюристы и казнокрады.
В обществе стала складываться моральная база для хотя и медленной, но тем не  менее последовательной стабилизации. И вот уже осталась позади зима, прожитая в общем-то нормально. Та самая зима, которая могла бы привести к трагическим последствиям в результате действий экстремистов из "Солидарности". Их зловещие замыслы не осуществились. Были тепло и свет в квартирах, были хлеб и молоко для детей, исправно работал транспорт и т. д. Перед этими благами, о которых позаботилась военная и гражданская администрация, меркли отдельные неудобства военного положения. С пониманием было встречено и ставшее неизбежным повышение розничных цен.
Конечно, рано еще говорить сегодня об экономической стабилизации. Предприятия сталкиваются с массой трудностей, которые вызваны прежде всего экономическими санкциями, примененными против Польши администрацией США и некоторыми другими западными странами. И тем не менее тенденции —а в кризисные периоды их анализ особенно важен —однозначны. В марте впервые за долгое время рост объема производства был выше, чем рост заработной платы (а без такого —нормального —соотношения этих показателей трудно рассчитывать на преодоление инфляционных процессов).
От месяца к месяцу улучшаются результаты деятельности многих важных отраслей промышленности. Как сообщило министерство горнодобывающей промышленности и энергетики, за январь—апрель шахтеры добыли 63,3 миллиона тонн угля—на 8,1 миллиона тонн больше, чем за тот же период прошлого года. Достигнутый уровень добычи обеспечивает и внутренние потребности,  и—в немалой степени- потребности экспорта, в частности в социалистические страны. Растет выработка электроэнергии, улучшаются показатели в таких областях, как добыча серы, выплавка меди, цинка и алюминия, производство труб. Сложнее обстоят дела в легкой и химической промышленности. Однако и здесь перспективы, с учетом помощи Советского Союза и других социалистических стран, оцениваются как обнадеживающие. Чувствуется оживление на  внутреннем рынке, хотя карточная система остается в силе. Если в прошлом году каждые сто злотых доходов населения покрывались товарами на 71 злотый, то в последнее время этот показатель возрос до 83—85 злотых.
Положительные сдвиги появились и в общественно-политической жизни. Активизировалась деятельность центральных и местных органов ПОРП, союзнических партий. Четыре месяца нынешнего года были периодом активной работы сейма. Все шире разворачивают свою работу созданные в воеводствах, городах и гминах по инициативе снизу  гражданские комитеты национального спасения, объединяющие коммунистов и беспартийных, членов Объединенной крестьянской и Демократической партий, ветеранов войны и труда, представителей молодежных организаций, атеистов и верующих.
Словом, несмотря на все имеющиеся трудности, сложные проблемы (связанные, например, с будущим профсоюзного движения), жизнь в стране стала явно нормализоваться.
Проиграв "зимнюю кампанию", выдвинув крикливый лозунг "зима —ваша, весна—наша", режиссеры контрреволюции решили пойти ва-банк. 3 мая в Варшаве и ряде других городов по единому сценарию были организованы  уличные беспорядки. Как отметил, выступая в сейме, министр внутренних дел ПНР Ч. Кищак, они были учинены сразу после выхода паствы из костелов. Польское телевидение обнародовало кадры, запечатлевшие уличные беспорядки, спровоцированные противниками социализма. Искаженные злобой лица, камни, летящие в милиционеров (свыше пятидесяти раненых), подожженные красные флаги, разбитые витрины, перевернутые автомобили... Можно понять потрясение и возмущение случившимся большей части населения. Люди задавались вопросом: кому это на руку? Неужели могут вернуться времена анархии и насилия?
Такими мыслями проникнуты высказывания простых людей о событиях 3 мая, помещенные газетой "Трибуна люду". Приведу некоторые из них.
Ядвига Кравчик, работница радиозавода имени Каспшака в Варшаве:
— Не собираюсь драматизировать ситуацию, но как мать 16-летнего сына я буквально потрясена уличными беспорядками. С одной стороны, сейм призывает к национальному согласию, а с другой—спровоцированные кем-то группы молодых людей позволяют себе хулиганские выходки. Если меня станут убеждать, что это делается во имя наших интересов, скажу такому — вон!
Юзеф Лонгва, работник фабрики "Польмо" в Кельцах:
—Кому нужны были беспорядки в Варшаве и других городах? Наверняка не рабочим и отнюдь не рабочей, учащейся молодежи. Никто из здравомыслящих людей не поверит, что в нашей ситуации можно чего-то достичь с помощью антигосударственных уличных манифестаций. Можно обсуждать насущные вопросы, можно спорить, даже ссориться, но нельзя поддаваться на провокации врагов.
...Как известно, попытка контрреволюции испытать на прочность режим военного положения не удалась. Зачинщики беспорядков и провокаторы держат ответ перед законом. В нескольких городах, включая Варшаву, восстановлен комендантский час, приняты другие меры по укреплению охраны порядка.
"Те самые направляемые из-за рубежа силы,—пишет газета "Трибуна люду",— которые в недавнем прошлом готовили и реализовывали сценарий демонтажа социалистического государства, развала экономики и даже братоубийственной войны,  вновь дают о себе знать... Это доказывает, что они не отказались от своих замыслов и хотели бы продолжать реализацию своего "сценария" с той только разницей, что, судя по всему, все меньше могут рассчитывать на поддержку рабочего класса и потому пытаются укрыться за спинами учащихся школ, студентов".
Последнее замечание весьма характерно. То, что случилось 3 мая на улицах столицы и нескольких воеводских центров, с обнажающей ясностью показало серьезные упущения в воспитании подрастающего поколения. Помню: глядя на беснующихся подростков, скандировавших, явно адресуя его милиционерам, страшное слово "гестапо!", пожилой мужчина приговаривал, обращаясь не то к прохожим, не то к самому себе: "Что же это такое! Чему же их учили, как  воспитывали?"
Речь идет, естественно, лишь о части молодежи. Однако это не снимает остроту и злободневность проблемы. В польской печати все чаще поднимаются такие вопросы, как роль и ответственность учителей в воспитании подростков, влияние родителей на формирование их жизненной позиции, необходимость идейно-политической активизации молодежных организаций. Работа с молодежью поставлена в повестку дня очередного пленума ЦК ПОРП.
Сложная обстановка требует дальнейшего повышения бдительности и сплоченности всех польских коммунистов, трудящихся, патриотов, стоящих на страже социалистических завоеваний Польши.
Точно отметил на страницах "Трибуны люду" горняк из Валбжиха Януш Витковский:
"Мы имеем дело с людьми, которые не сделали никаких выводов из опыта  последних полутора лет. Речь идет о ярых врагах нашего государства, которым не по душе стабилизация обстановки. Таким надо противостоять со всей решительностью".
...На стене одного из варшавских домов кто-то украдкой, второпях, начертал: "Солидарность"—продолжение следует". Нет, сегодня, после пяти месяцев военного положения, после провала провокаций 3—4 мая и попыток организовать 13 мая так называемую "пятнадцатиминутную всеобщую забастовку", можно с  уверенностью сказать: подавляющее большинство поляков хочет не продолжения до декабрьского авантюристического курса экстремистов "Солидарности", а окончательной нормализации обстановки, в которой можно спокойно работать,  отдыхать, растить детей, жить в суверенном, независимом, пользующемся международным авторитетом социалистическом государстве.
А. Друзенко,
соб. корр. "Известий".
Варшава".
("Известия", 1982, № 141 (21 мая, московский вечерний выпуск), с. 5).

Комментариев нет: