среда, 29 сентября 2021 г.

"Я им обоим благодарен, пред ними кепку снять готов..."

"... Пусть вечно славится Гагарин,
и вечно славится Титов!"


60 лет назад замечательные перспективы открывал в будущем самоотверженный труд советского народа кандидатам богословия:
"Я сорвал повязку с глаз
Письмо в редакцию
Настоятель церкви города Новороссийска, благочинный Новороссийского округа Кубанской епархии, кандидат богословия, протоиерей, я слагаю с себя сан и порываю с религией. Долго не мог решиться на этот весьма трудный шаг. Долго удерживал меня от него ложный стыд перед друзьями по церкви —священнослужителями. перед родными и родителями.
Родился я в крестьянской семье. Родители, простые верующие люди, старательно выполняли церковные обряды, учили этому нас, ребят. В школе (до 1939 года наши места находились в панской Польше) обязательным предметом был закон божий. Еще мальчиком я прислуживал священнику в церкви во время богослужений.
После воссоединения моей родины—Западной Белоруссии с СССР я стал учиться в советской школе, надел пионерский галстук. Казалось, прошлое ушло безвозвратно. Но, к несчастью, новая жизнь была прервана войной, принесшей неисчислимые беды и страдания народу.
Когда Советская Армия освободила нашу территорию от немецких оккупантов, я стал учиться в Новогрудском педагогическом училище и окончил его. В 1947 году под влиянием родителей и своих прежних убеждений поступил в духовную семинарию, стал священником и был им двенадцать лет.
Еще в первые годы священнослужения в Белоруссии я не находил в религии ответа на многие возникавшие в моей голове вопросы. Чтобы рассеять свои сомнения, учился в духовной академии.
Четыре года я служил к кафедральном соборе города Краснодара. В прошлом году был назначен настоятелем и благочинным в Новороссийск. Мною были довольны, хвалили, я пользовался уважением верующих. Условия жизни моей были отличными и оставалось, как говорится, "благодарить бога".
Меня научили по-разному толковать догматы, быть более изворотливым в объяснении противоречивых религиозных "истин". Однако, чем глубже, детальнее я изучал так называемое священное писание и вникал в смысл законов христианской церкви, тем больше убеждался, что библия примитивна, ее Новый завет отражает мораль рабовладельческого общества, а ряд добрых идей, приписываемых богу, заимствован из опыта человечества и облечен в религиозную форму.
Для того чтобы окончательно утвердиться в своих выводах и найти истину, я обратился к научно-исторической литературе. И словно с моих глаз слетела повязка.
В евангельских рассказах о Христе я обнаруживал все новые и новые нелепости, грубейшие противоречия историческим фактам.
И я думал: зачем верить сказкам религии, когда действительность ежедневно опровергает их? Зачем размышлять и говорить о боге, когда подавляющее большинство людей прекрасно обходится без этой ложной веры, а наука
открывает и объясняет все новые сокровенные тайны природы?
Как многие священнослужители и верующие, я почувствовал мучительный внутренний разлад, не веря в бога, я оставался священником. Стало трудно проповедовать. Ведь надо было говорить о том, чего не признаешь сам.
Все чаще я спрашивал себя: для чего совершаю религиозные службы?
Зачем тяну советских людей от прогресса к отсталости, внушаю им религиозные сказки далекого прошлого?
Зрело решение отречься от религии, оставить церковь. В этом я еще более укрепился, познакомившись с выступлениями порвавших с религией священнослужителей, особенно любимого нами (еще по учебе в академии) большого богослова и отличного педагога, профессора А. Осипова. Его выступление больно упрекнуло мою совесть.
Я твердо убедился, что религия является отжившей реакционной идеологией. Она убивает активность людей в борьбе за лучшее будущее. Проповедуя мысль о бренности настоящей жизни и обещая "райскую жизнь" после смерти, религия насаждает пессимизм, беспросветность, равнодушие к действительности.
Религия старается также увести человека от общественных дел, которые называет "мирской суетой", воспитывает индивидуализм, приучает верующего полагаться не на силу своего разума, а на "милость божию". Совершенно очевидно, что это несовместимо с теми качествами, которыми должен обладать советский человек.
Я порвал с церковью еще и потому, что узнал корыстолюбие священников. Они больше всего пекутся о своем благополучии. Мне ненавистен праздный образ жизни, который ведет духовенство и который в силу положения должен был вести и я.
Шаг сделан бесповоротно. Порывая с церковью и религией, я почувствовал, насколько тяжело и трудно расстаться с привычным, хотя и неправым делом. Но иначе поступить я не могу.
Постараюсь сделать все, чтобы жизнь моя была честной, полнокровной и полезной обществу.
Очевидно, найдутся люди, которые, узнав о моем отречении, назовут меня отступником. Что могу я сказать в ответ этим заблуждающимся? Оглянитесь вокруг. Советские люди без "божьей помощи" сделали для счастья Родины за  сорок четыре года больше, чем церковь с "помощью божьей" за десятки веков.
Своим трудом и разумом советский народ создает новое общество, воплощая самые заветные мечтания человечества.
Весь мир рукоплещет изумительным победам советской науки и техники, творческого гения нашего народа. Ярким проявлением этого гения явились полеты человека в космос, осуществленные на кораблях-спутниках гражданами СССР Ю. А. Гагариным и Г. С. Титовым. Не в религии, а в науке, в подвигах советских людей — истина жизни.
Я призываю вас, еще не порвавших с религией: найдите в себе силы выпутаться из сетей суеверий, перестаньте верить в несуществующего бога, в "священные писания", в проповеди церковников! Прекрасна жизнь советских людей, светла и широка дорога без веры в выдуманного бога. Сорвите со своих глаз темную повязку и посмотрите, как хорош окружающий нас мир и какие замечательные перспективы открывает в будущем самоотверженный труд советского народа. Активно включайтесь в этот труд, и вы познаете подлинную радость жизни.
А. Комар,
бывший благочинный Новороссийского округа Кубанской епархии, кандидат богословия, протоиерей".
("Известия", 1961, № 233 (29 сентября, московский вечерний выпуск), с. 4).

Комментариев нет: