"...Швыряй
скорее с корабля
Английское оружье!"
Английское оружье!"
70 лет назад живое, трепетное дыхание современной Франции доносилось до советского юного зрителя даже через смрад постановки В. Колесаева и В. Месхетели:
"Театр
Спектаклем "Вперед, отважные! " открылся новый сезон в Центральном детском театре.
Этот спектакль (авторы пьесы — молодые драматурги А. Зак и И. Кузнецов) раскрывает перед юными зрителями волнующую страницу из жизни французских школьников.
Действие пьесы начинается в классе школы маленького портового французского городка. Из первых же слов мы узнаем, что отцы учеников — докеры бастуют, отказываясь грузить американское оружие для "грязной воины" во Вьетнаме, что школа оказывается отданной в руки откровенного фашиста, предателя родины, наемного и жестокого лакея американских милитаристов. Правительство должно прислать войска, чтобы усмирить забастовщиков и погрузить судно. Надо где-то разместить эти войска, и школу превращают в казарму.
Борьба за жизнь школы, за право учиться неразрывно переплетается с борьбой за мир, которую ведут докеры и их дети под руководством депутата парламента коммуниста Раймона Робера.
На этой простой сюжетной канве развертывается действие, полное глубокого драматизма, острых столкновений двух враждебных лагерей, раскрываются образы простых людей сегодняшней борющейся, страдающей вольнолюбивой Франции.
Быть может, самым главным достоинством спектакля "Вперед, отважные! " (постановка В. Колесаева и В. Месхетели) является то, что он доносит до зрителя живое, трепетное дыхание современной Франции.
Школа стоит на улице, носящей имя Сталинграда. И когда это слово раздается в классе, оно звучит, как символ света, свободы и мира, как символ дружбы между простыми людьми Франции и советским народом.
Конфликт нарастает, когда действие переносится в тесный, мрачный двор рабочего квартала. Мы видим, как бедно живут семьи бастующих докеров, как страстно стремятся к миру и справедливости честные труженики, с какой беспредельной верой и любовью объединяются они вокруг коммунистической партии Франции. В этом процессе не все решается просто и прямолинейно. Передовые люди рабочего класса встают в ряды борцов за мир и счастье своего народа смело, без колебаний. Другие, как, например, докер Мишле (арт. М. Нейман), в поисках истины идут сложным путем, преодолевая мучительные сомнения и ошибки.
Пьеса кончается трагически. Ее главный герой—простой и застенчивый, трудолюбивый и честный юноша, гордость школы я товарищей Поль Мишле (его хорошо играет артист А. Михайлов) гибнет, закрывая своим телом от пули провокаторов любимца народа коммуниста Раймона Робера. Над телом юноши "Отважные" клянутся хранить верность делу мира.
Бесстрашно, на баррикаде встречают докеры и их дети приближение карателей, которые идут усмирять забастовщиков. Раймон Робер обращается к солдатам с пламенным призывом:
—Друзья! Солдатские мундиры не заставят молчать ваши сердца —сердца французских патриотов. Оружие, которое вы должны грузить, это война, это ваша смерть, товарищи солдаты! Это гибель наших детей!
Поэтично решен режиссурой финал спектакля. Безоружная толпа запевает прославленную песню 17-го полка, совершившего бессмертный подвиг и отказавшегося стрелять в голодных людей. В мгновение перерыва в суровой тишине звучит команда офицера, зовущего солдат к оружию. Но песня растет, ширится, и внезапно военный оркестр в едином, порыве подхватывает ее звуки и присоединяется к победным голосам людей, требующих мира и справедливости.
Теплыми, живыми красками очерчены образы юных рабочих и детей докеров.
Зрители запоминают и руководителя "Союза Отважных" —смелого и мужественного Рене (артист А. Фомин), и находчивого, дерзкого, остроумного Жака (артист В. Заливин), безгранично верящего в правоту своего дела, и нежную Мари (артистка Н. Шефер)—девушку с горячим и чистым сердцем, верную в дружбе, стойкую в борьбе.
Правда, роль коммуниста Раймона Робера в пьесе написана несколько схематично, но артист Т. Соловьев стремится преодолеть этот недостаток. Он создаст обаятельный образ пламенного политического трибуна, гневного и беспощадного обличителя врагов народа, последовательного и целеустремленного руководителя народной борьбы за мир.
Верные характеристики найдены театром для изображения лагеря предателей народа. Мэр города социалист Бонар еще порой пытается прикрыть свою пустоту и бессилие продажного политика, рабски покорного слуги американских поджигателей новой войны пышными словами о народе и родине, о национальной гордости Франции. Артист З. Сажин раскрывает подлинную сущность этого человека, давно забывшего о родине и продавшего интересы народа. Выразительна в спектакле группа скаутов. В ней особенно запоминаются школьный "фюрер", типичный представитель фашиствующей молодежи Эдмон (артист М. Андросов) и тупой, самовлюбленный сын мэра Пьер Бонар (артист А. Щукин).
Депутату парламента Раймону Роберу принадлежат в пьесе знаменательные слова о том, что школа маленького французского городка стала передним краем забастовки, что в эти дни судьба забастовки решается в школе, а судьба школы —в порту. Это так, ибо, бастуя и отказываясь грузить смертоносное оружие, французские докеры мужественно сопротивляются войне и фашизму, борются за мир и жизнь своих детей.
Следует отметить хорошее оформление спектакля, выполненное художником Б. Кноблоком.
Спектакль "Вперед, отважные!" тепло принят юными зрителями. Он проникнут высокой публицистичностью, укрепляет в юных зрителях чувство гордости за свою советскую Родину, где школа окружена всенародной заботой, вызывает благородное чувство дружбы между народами, преданность делу мира во всем мире.
Е. Кречетова".
Комментариев нет:
Отправить комментарий