суббота, 17 апреля 2021 г.

"Вспомним игры школьные, отметки в дневнике..."


"...Площадки волейбольные
И лодку на реке".


60 лет назад в СССР сары-ассийские воспитатели недосточно  глубоко задумывались над словами Н. С. Хрущева:
"Письма с комментариями
Так не полагается
Дорогая редакция!
В школе № 1, где учатся наши дети, производственное обучение поняли так: раз живем на селе, значит, школьники должны собирать хлопок. Эта "помощь" затянулась: дети не учились всю вторую четверть. Какие же после этого будут у  них знания? Теперь программу начат сокращать и уплотнять, ученики не в силах освоить материал, а учителя — дать им его в полном объеме. И так не первый раз.
А между прочим, колхозам такая длительная помощь школьников и не требуется.  И без ребят можно справиться с планом хлопкозаготовок. Нужно только чтобы районные власти организовали выход в поле всех трудоспособных колхозников, лучше использовали хлопкоуборочные машины.
Пришлите, пожалуйста, вашего корреспондента. Пусть он сам убедится в этом.
Анкудинов, Асадулин, Желудков, Колесов, рабочие Сары-Ассийской РТС Сурхан-Дарьинской области.
                                                   *
И вот я подхожу к школьной калитке. Сторож собирается повесить на нее замок, но я прошу подождать — всего три часа дня!
Он пропускает меня, но не понимает намека. Уроки кончились, все разошлись. В школах с односменными занятиями после уроков наступает веселое время кружковых занятий, спортивных тренировок, художественной самодеятельности. А здесь вешают на дверь замок.
Нахожу директора школы Д. Ибрагимова. Он удивляется:
— Разве вы не знаете, что учащиеся должны участвовать в общественно полезном труде? Есть такое специальное указание.
— Закрыть школу на два месяца?
— Нет, вопрос, конечно, стоял иначе, но так уж получилось.
— Какая же у школьников норма?
— Сколько соберут. Примерно выходит половина взрослой.
— А сколько ребят участвовало в уборке урожая?
— Сто пятьдесят—двести.
— Значит, они заменили не более ста сборщиков. Неужели в районе так не хватает рабочих рук?
— Что вы! Столько здоровяков слоняется по базару, отсиживается в чайханах!— в один голос говорят директор, завуч и преподаватель физики.
Богата Сары-Ассия, плодородны ее земли, многолюдны села. В минувшем году больше стало на полях хлопкоуборочных кораблей. Но многие из них простояли без дела. А на базаре да в чайханах отлынивали от труда нечестные люди.
Сюда бы и обратиться секретарю райкома М. Умарову, сюда бы прийти хоть разок председателю райисполкома X. Болтаеву. Вот где "недостающая сила". Но они решили, что гораздо легче приказать директору послать ребят на поле, чем добиваться того, чтобы все колхозники вышли на поле, чтобы полностью использовалась техника. А когда хлопок был убран и руководителей района попросили помочь отстающим соседям, они снарядили в Термезский район
все тех же старшеклассников.
Сегодня они оправдываются —мы боролись за план заготовок хлопка. Но разве так борются?
Десятиклассники отстали по истории на целую четверть, по физике — на 29 часов, не имели ни зимних, ни весенних каникул. Создается впечатление, что и они, и их учителя махнули на ученье рукой. А иначе почему же такое затишье —в три часа дня на двери школы вешают замок.
На селе подростки обязательно помогают родителям в полевых работах. Любовь к сельскохозяйственному труду, полезные навыки призвана давать своим воспитанникам и школа. На это и нацелена программа производственного обучения. Несколько недель в году отводится практике по различным темам. Например, осенью девятиклассники должны собирать хлопок (тема: " Отработка качества сбора"), десятиклассники —водить уборочные машины (тема: "Механизированный сбор"). Ранней весной ученикам надо заниматься подготовкой семян к посеву и севом, младшим—на пришкольном участке, старшим —на полях родного колхоза. Так полагается! Но в этом районе не утруждают себя никакой системой трудового воспитания.
В своей речи на совещании передовиков сельского хозяйства районов Северного Кавказа Н. С. Хрущев много внимания уделил работе ученических бригад Ставропольского края. "Вы, конечно, понимаете, что мы говорим об этих прекрасных делах школьников Ставропольского края не потому, что нас интересует продукция, которую они выращивают, —сказал Никита Сергеевич.—Нет, самое главное, самое важное заключается в том, что в ученических бригадах школьникам прививается уважение к сельскохозяйственному производству, любовь к труду".
Надо бы задуматься сары-ассийским воспитателям над этими словами. Но они считают, что уже добились успешного соединения обучения с общественно полезным трудом. А на деле используют школьников как подсобную рабочую силу, извращают принципы советской школы.
Резко? Иначе я не мог комментировать письмо, продиктованное болью родительского сердца.
Г. Меликянц,
соб. корр. "Известий".
Сары-Ассийский район Сурхан-Дарьинской области".
("Известия", 1961, № 92 (17 апреля, московский вечерний выпуск), с. 4).

Комментариев нет: