суббота, 14 декабря 2019 г.

"Это солнце — Вы, товарищ Сталин!.."


"...Те слова,
        которые сейчас
Мы
        о нашей партии сказали,
Мы сказали
        также
                и о Вас".


70 лет назад в советском искусстве была неисчерпаемой тема жизни любимого вождя:
"Страницы вдохновляющей борьбы
О спектаклях "Из искры..." и "Восходит солнце"  в ленинградских театрах
Жизнь и деятельность И. В. Сталина — высокий пример и вдохновляющий идеал
для советского народа и сотен миллионов людей во всем мире. На примере жизни и деятельности и. В. Сталина советский народ учится беззаветному служению Родине, преданности великому делу Ленина, строительству коммунизма. В облике нашего любимого вождя и учителя воплощены черты, которые стремится воспитывать в себе каждый советский человек.
С большой признательностью наш народ встречает произведения, правдиво изображающие черты своего великого вождя, страницы из его замечательной жизни. Воплощение в искусстве образа и биографии величайшего человека нашей современности — почетнейшая и ответственнейшая задача, вдохновляющая советских художников. В связи с семидесятилетнем со дня рождения И. В. Сталина ряд театров страны подготовил новые спектакли, посвященные жизни и деятельности любимого вождя.
Творческий коллектив Ленинградского театра имени Ленинского комсомола поставил пьесу Ш. Дадиани "Из искры... " В ней отражены эпизоды выдающейся деятельности товарища Сталина в Батуми, куда он прибыл в 1901 году для создания социал-демократической организации. Пьеса показывает И. В. Сталина как верного друга и соратника В. И. Ленина, плечо к плечу с ним создававшего и крепившего революционную партию рабочего класса. В это время на Кавказе товарищ Сталин последовательно проводит идеи ленинской "Искры", из которой разгорелось впоследствии пламя великого революционного пожара.
В Батуми товарищ Сталин развернул кипучую революционную работу, установил связи с передовыми рабочими, которые уже тогда с любовью называли его своим учителем. Мы видим, что до приезда товарища Сталина в Батуми, как и в ряде других местностей России, еще не было социал-демократических организаций, рабочие не были объединены четкими политическими задачами, их движение развивалось стихийно, были сильны "экономические" настроения. И. В. Сталин в идейном содружестве с В. И. Лениным организовывал силы рабочего класса и направлял их на путь подлинно революционной борьбы. В Батуми товарищ Сталин создает социал-демократическую партийную организацию ленинско-искровского направления, руководит борьбой рабочих на заводах Ротшильда и Манташева, разоблачает либералов, буржуазных националистов и "экономистов". 9 марта 1902 года под руководством товарища Сталина состоялась известная политическая демонстрация батумских рабочих, во главе которой он шел. Деятельность товарища Сталина в Батуми — замечательный пример того, как под
его руководством на Кавказе проводилось в жизнь соединение социализма с рабочим движением.
В спектакле "Из искры... " процесс создания ленинско-искровской организации в Закавказье, политического объединения и роста рабочего класса раскрывается в живых человеческих судьбах. Товарищ Сталин (его роль просто и строго исполняет актер Е. Лебедев) показан в неразрывной связи с простыми людьми, так как повествование о жизни нашего вождя есть вместе с тем повествование о судьбе народа, о его борьбе и победах. Формирование кадров революционеров-большевиков под руководством товарища Сталина ярко показано на примере рабочих Датиэа (В. Казаринов), Зевара (И. Владимиров), Вартана (П. Усовиченко), Васильева (Г. Хованов). В центре этой группы персонажей поставлена судьба передового грузинского рабочего-большевика Элишуки и его жены Цабу (Е. Сергеева). Роль Элишуки,  энергичного и жизнерадостного человека, глубоко преданного партии, выразительно исполняет актер Г. Гай. Простые рабочие под воздействием своего великого учителя политически растут, становятся непобедимыми революционерами-большевиками, несокрушимой силой.
Царское правительство, капиталисты и  помещики старались разъединить, натравить друг на друга трудовых людей разных национальностей. Картиной, показывающей угрозу столкновения грузчиков-грузин с грузчиками-армянами, начинается спектакль. Разобщены и бессильны еще были рабочие перед эксплоататорами и царизмом. Н работа, проведенная товарищем Сталиным среди батумских рабочих, создание революционной партийной организации, идеи революционной дружбы народов сплотили людей. Идеи ленинизма, пролетарский интернационализм объединили всех рабочих — героев пьесы: грузин, русских, армян. Их несокрушимую силу зритель видит в сцене батумской демонстрации, остановить которую не смогло самодержавие. С волнением и гордостью зритель вспоминает об зтой замечательной странице в биографии товарища Сталина и истории партии большевиков. Крепнущая мощь революционного рабочего класса воплощена в этой демонстрации. в мужестве идущего впереди нее Сталина. Спектакль завершает значительная по своему историческому смыслу картина первой личной встречи И. В. Сталина с В. И. Лениным на Таммерфорсский конференции.
Жалкими по сравнению с готовящимся к решающим битвам революционным народом выглядят представители враждебного лагеря—капиталисты, царские чиновники и их прислужники. Зритель испытывает презрение к врагам и предателям народа. Они представлены в липе разорившегося грузинского князя Метиэла (М. Розанов), присяжного поверенного Брегвадзе (Р. Рубинштейн), полицмейстера (К. Дмитриев), пристава (А. Курков) и других. И этой группы персонажей следует особо отметить исполнительское мастерство актеров Д. Волосова, создавшего характерный образ меньшевика Чхеидзе, п Д. Дудникова в роли губернатора. Следует отметить, что в изображении представителей царских властей театр несколько нарушил общий реалистический колорит спектакля, в ряде картин сбиваясь на условно-комедийную манеру. Несомненно, это отрицательно сказалось на художественной цельности спектакля.
В общем постановка пьесы "Из искры..." отличается хорошей, вдумчивой режиссерской и оформительской работой (постановщик Г. Товстоногов, художники И. Вускович и В. Иванов). Многие сцены спектакля — например, сцены в доме губернатора, похороны Элишуки — отличаются высокой художественной культурой. В этом отношении примечательна картина батумской демонстрации. Постановщик и художники, создав глубокую, впечатляющую перспективу, с большой изобразительной силой передали массовость и размах движения народных масс по главной улице Батуми.
Спектакль "Из искры..." серьезное творческое достижение Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
                                                                            * *  *
Спектакль Ленинградского Нового театра "Восходит солнце" (автор пьесы Самед Вургун) проникнут теми же мыслями и чувствами, что и спектакль "Из искры.." В основу пьесы положены эпизоды из последующего бакинского периода революционной деятельности товарища Сталина. Вернувшись с пятого, Лондонскою, съезда партии. И. В. Сталин с июля 1907 года ведет работу в Баку, одном из важнейших промышленных городов России. В борьбе с меньшевиками товарищ Сталин сплачивает бакинскую партийную организацию на большевистских, ленинских позициях, руководит выборами в 3-ю Государственную думу, направляет борьбу рабочих против нефтепромышленников. В черные годы столыпинской реакции бакинский рабочий класс под руководством товарища Сталина героически борется в первых рядах общероссийского революционного движения.
Товарищ Сталин писал о значении бакинского периода в своей деятельности:
"Три года революционной работы среди рабочих нефтяной промышленности закалили меня, как практического борца и одного из практических местных руководителей. В общении с такими передовыми рабочими Баку, как Вацек. Саратовец, Фиолетов и др., с одной стороны, и в буре глубочайших конфликтов между рабочими и нефтепромышленниками — с другой стороны, я впервые узнал, что значит руководить большими массами рабочих. Там, в Баку, я получил, таким образом, второе свое боевое революционное крещение". Объединив вокруг себя крепкое ядро активных большевиков-ленинцев, товарищ Сталин превратил бакинскую организацию в подлинную цитадель большевизма.
Пьеса Самеда Вургуна "Восходит солнце" имеет подзаголовок "Ханлар". В образе одного из ближайших сподвижников И. В. Сталина рабочего-большевика Ханлара драматург стремится показать лучшие черты азербайджанского революционного рабочего класса, воспитанные великим учителем народа. Роль товарища Сталина (Кобы) в спектакле исполняет актер В. Лебедев. Исполнители главных ролей — Ханлара (В. Петров), его матери Кызетар (С. Суйковская). его невесты Мехрибан (Ц. Файн), Шаумяна (М. Погоржельский), Вани (В. Степанов) — тепло доносят до зрителя величайшую любовь рабочего класса к товарищу Сталину, его огромный авторитет.
Перед зрителем проходят картины тяжелой борьбы передовых рабочих во главе с товарищем Сталиным против царского режима. В зтой битве Ханлар, будучи исполнен самых светлых и смелых надежд, гибнет от руки предателей Шамистана  и Кочи. Но еще теснее объединяются и крепче закаляются ряды революционных борцов.
С напряженным вниманием и волнением зрители слушают в спектакле речь товарища Сталина на могиле Ханлара. Вождь предупреждает о дальнейших трудностях борьбы и высказывает твердую уверенность в грядущей победе революции.
В спектакле отражена сила большевистской политической агитации и пропаганды, гениальным мастером и вдохновителем которой является товарищ Сталин. Его могучее большевистское слово поднимало дух и боеспособпость масс, организовывало их на свержение самодержавно-крепостнического строя.
С непоколебимой последовательностью выковывая революционною партию пролетариата, товарищ Сталин беспощадно разоблачает всяческих либералов и оппортунистов типа Мамулия (А. Абрамов).
Весь спектакль как бы иллюстрирует замечательные сталинские слова, направленные против либералов: "Да, господа, тщетны ваши старания! Русская революция неизбежна. Она так же неизбежна, как неизбежен восход солнца! Можете ли остановить восходящее солнце?  Главной силой этой революции является городской и сельский пролетариат, знаменосцем же ее — социал-демократическая рабочая партия, а не вы, гг. либералы!"
Надо заметить, что театр пошел по неверному пути, представив сильнейших и коварных врагов рабочего класса только как карикатурные, беспомощные фигуры. Таковы образы нефтепромышленников - Мухтар-бека (В. Таскин), Карапетяна (С. Борунин). писателя-националиста Гуссейна-Эффенди (Г. Анчин). Более убедительна и ярка фигура доктора Сохбата (Л. Шостак), честного интеллигента-утописта, после многих уроков жизни примкнувшего к революции.
В отличие от строго реалистического стиля спектакля "Из искры...", спектакль "Восходит солнце" поставлен в патетико-романтическом духе (постановщик С. Морщихин). Само по себе это не может вызвать возражений, так как советское театральное искусство отличается богатством творческих истолкований. Однако естественная человеческая речь героев в спектакле зачастую подменяется риторической декламацией, которая в ряде случаев противоречит их реальному облику. Несомненно, что в выборе художественных средств спектакля нужно было исходить прежде всего из характеров действующих лиц пьесы.
Несмотря на серьезные недостатки спектакля "Восходит солнце", он отличается искренним стремлением молодого актерского коллектива внести свой патриотический вклад в паше партийное театральное искусство.
                                                                 *   *   *
Два спектакля в ленинградских театрах отразили бесспорно лишь некоторые черты, раскрыли лишь некоторые страницы многогранной, гигантской деятельности И В. Сталина в Батуми и Баку. Однако и то, что показано драматургами и театрами, имеет большую познавательную ценность, помогает воспитанию в людях лучших качеств советских патриотов.
Неисчерпаемая тема жизни гениальных вождей всех трудящихся мира —Ленина и Сталина, их великого содружества всегда будет вдохновлять наших художников.
Советский народ ждет от работников искусства и литературы новых высокоидейных и высокохудожественных произведений, показывающих всемирно-историческую деятельность величайших гениев человечества.
В. Щербина".
("Правда", 1949, № 348 (14, декабрь), с. 3).

Комментариев нет: