суббота, 18 августа 2018 г.

"Небывало радостными стали каждый шаг, учеба и досуг…"

"…Потому что наш великий Сталин 
Нам, ребятам, самый лучший друг!"


70 лет назад подводили первые итоги пламенной деятельности советские педагоги:
"Прошлое и настоящее тутлеймской школы
Это было осенью 1933 года. Вызывают меня в райком комсомола.
- Поедешь, Дударов, в юрты Васькины. Надо там школу открыть.
Ехать в Васькины надо было на лодке, и я добрался до юрт через три дня. На второй день после своего приезда пошел собирать народ на собрание. Пришло человек одиннадцать. Я рассказал им о школе. Говорить старался как можно проще, чтобы все поняли. Переводчик перевел мои слова.
Ну, думаю, завтра ребята придут в школу.
Но радоваться было преждевременно. Мужчины, выслушав меня, молча закурили и стали расходиться. А минут через 20 пришел ко мне один ханты и сказал:
- Юва, тага, мир вохсан (Иди, народ зовет).
Я вышел на берег.
- Мета, манты месл (Хватит, пора ехать).
Оказывается, пока я проводил собрание, мои вещи уложили в лодку и решили отвезти меня обратно в Березово.
Пришлось ехать. Рассказал я в сельском Совете все, как было, а председатель говорит:
- Поезжай обратно!
Три раза ездил я в Васькины, и три раза меня отвозили обратно. Поехал в четвертый раз. Река вскоре замерзла, и я остался в юртах. Но ребят в школу ханты все же не пускали. Кое как набрал я уже в январе семь человек и занимался с ними до весны.
Постепенно ко мне стали привыкать. Иногда заходили в юрту, где я жил. Я ходил в соседние юрты. Появились знакомые.
… Пришла весна. Учебный год закончился. Я собрался ехать в Березово. Опять все вышли на берег. Но сейчас уже провожали меня по-другому. Мужчины говорили:
- Приезжай, Николай, опять. Осенью всех ребят отдадим в школу.
Однако приехать на следующую осень мне не удалось. Направили работать в другую школу…
Н. Дударов,
зав. школой интернатом,
ю. Тутлейм, Березовского района".
("Сталинская трибуна", Ханты-Мансийск, 1948, № 165 (17, август), с. 2).

Комментариев нет: