суббота, 11 августа 2018 г.

"В чисто убранной каюте тихо тикают часы…"

"…Пароход винтами крутит. 
Капитан за чаем шутит, 
Улыбается в усы".
 


70 лет назад настоящая охота на лучших советских педагогов и членов их семей развернулась в США:
"Протест Советского Правительства по поводу похищения советских граждан в США
Заявление В. М. Молотова американскому послу
11 августа Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов пригласил посла Соединенных Штатов Америки г-на Смита и сделал ему следующее заявление.
31 июля из Нью-Йорка должен был отбыть на пароходе "Победа" в Советский Союз ряд советских граждан, в числе которых – преподаватели советской школы в Нью-Йорке Касьенкина О. С.  и Самарин М. И.  с женой Самариной К. М. и тремя малолетними детьми Татьяной, Еленой и Владимиром. Указанные советские граждане к моменту отбытия парохода не явились, хотя они перед этим оплатили проездные билеты и сдали на пароход свой багаж. По наведенным справкам выяснилось, что указанных лиц не было и на квартирах, причем Касьенкина покинула свою квартиру 31 июля утром, а Самарин и его семья – в ночь с 30 на 31 июля.
Лишь через неделю после исчезновения Касьенкиной, 6 августа, советский консул в Нью-Йорке Я. М. Ломакин, благодаря случайной возможности, получил от нее записку, в которой она сообщала, что находится в окрестностях Нью-Йорка на ферме Рид-фарм, принадлежащей бандитско-белогвардейской организации, присвоившей себе название "толстовский фонд". В своей записке Касьенкина просила советского консула спасти ее из рук этой организации, которая всяческими угрозами и запугиванием добивалась, чтобы она отказалась от возвращения на родину и опубликовала в печати враждебное Советскому Союзу заявление. Прибыв по указанному в этом письме адресу, советский консул в Нью-Йорке действительно обнаружил там Касьенкину, которая выразила желание немедленно поехать вместе с ним в советское консульство. Несмотря на это, находившиеся на ферме бандиты из организации "толстовский фонд" пытались силой воспрепятствовать Касьенкиной уехать оттуда, что им, однако, не удалось.
7 августа на пресс-конференции в консульстве в Нью-Йорке Касьенкина рассказала, как ее в течение недели преследовали неизвестные ей до того лица, один из которых назвал себя доктором Коржинским, а другой – Лео Костельо, пытавшиеся путем угроз и насилия склонить ее к отказу от возвращения на родину. При этом Костельо прибег даже к тому, что насильно впрыснул Касьенкиной наркотическое средство, очевидно, с целью ослабить ее волю к сопротивлению. 31 июля утром Касьенкина была похищена шофером автомашины, в которой к ней прибыл в этот день упомянутый выше Коржинский. Эта машина доставила Касьенкину на Риверсайд Драйв, на квартиру белогвардейца Зензинова, откуда она была переправлена на Рид-фарм. Во время нахождения на этой ферме Касьенкина слышала от участницы белогвардейской банды, именуемой "толстовский фонд", Александры Толстой, что Самарин с семьей тоже находится неподалеку.
По сообщению нью-йоркского корреспондента агентства Юнайтед пресс, Александра Толстая подтвердила этому корреспонденту участие ее организации в похищении Самарина. 10 августа Заместитель Государственного секретаря г-н Ловетт подтвердил советскому послу в Вашингтоне, что Самарин был подвергнут допросу Федеральным Бюро расследований, которое, таким образом, находится в связи с организацией, похитившей Самарина, его жену и троих детей. В дополнение к заявлению, сделанному советским послом в Вашингтоне, я, по поручению Советского правительства, заявляю протест против попустительства со стороны властей США изложенным выше преступным действиям по отношению к советским гражданам Касьенкиной, Самарину и его семье. Советское Правительство настаивает на немедленном освобождении Самарина и его семьи и на передаче их впредь до отправки на родину генеральному консульству СССР в Нью-Йорке, а также на наказании всех лиц, причастных к похищению советских граждан.
Г-н Смит обещал довести до сведения правительства Соединенных Штатов заявление Советского Правительства и заверил В. М. Молотова, что американскими властями будет проведено строгое расследование фактов, изложенных в этом заявлении.
(ТАСС)".
 ("Красный Север", Вологда, 1948, № 161 (14, август), с. 1).

Комментариев нет: