"… Жаждем
мы
безудержной работы,
Самой трудной,
Самой трудной,
самой боевой".
70 лет назад
советская поэзия выражала дух и интересы народа:
"По новому руслу
Литературные заметки
В статье "О "Библиотеке поэта" А. М. Горький призывал поэтов шире вводить в поэзию новые темы, новый материал, рожденный условиями советской действительности, указывал поэтам на необходимость "пересмотра отношения поэзии к природе и пересмотра всех главнейших тем старой поэзии".
Великий писатель замечал, что "поэты никогда еще не звали человека на борьбу с природой, за власть над ней и, разрешая себе — не часто — гнев на двуногих деспотов, не гневались на слепого тирана".
Горький призывал к созданию произведений, активно отображающих преобразование природы, связанных с борьбой "коллективно организованного разума" против ее стихийных сил.
Говоря о литераторах, проходящих мимо гигантских задач, разрешаемых нашими людьми. Горький утверждал, что подобное отношение литераторов можно объяснить только "недостатком их внимания в жизни, недостатком знаний о ней".
Ныне, в эпоху осуществления великого Сталинского плана преобразования природы, вопросы, поднятые Горьким в статье "О "Библиотеке поэта", приобрели для нашей литературы особенно большое значение.
За годы, истекшие после смерти Горького, советская многонациональная поэзия создала ряд интересных произведений, по-новому решающих извечную тему природы. Это произведения, зовущие человека к овладению природой, на борьбу за власть над нею, за покорение ее стихий.
Развивая традиции, идущие от Маяковского, первым показавшего новый пейзаж нашей Родины, воспевшего советского человека, как строителя-новатора, наши поэты все более и более обращаются теперь к теме преобразования природы.
Интересны в этом отношении циклы стихов П. Комарова "Зеленый пояс" и "Новый перегон", в которых запечатлена подлинная любовь к природе, но любовь не покорная и созерцательная, а любовь активная, созидательная, творческая.
Леса, шумящие в этих стихах,— это "зеленый пояс", возникающий по воле человека. Все шире развертывающееся лесонасаждение здесь предстает как выражение воли советских людей, их побед.
Как не верить лесоводам,
Если волею Кремля
Нам все больше с каждым годом
Покоряется земля.
Славлю век, в который можно
Под Москвою видеть сад.
Где шумит и кедр таежный
И кавказский виноград!
Творчество П. Комарова — это ростки той новой поэзии, о которой говорил Горький.
Если мы обратимся к циклу стихов грузинского поэта Григола Абашидзе "Ленин в Самгори" (книга "На южной границе"), то увидим, что многое роднит этих поэтов при всей их творческой самобытности.
Г. Абашидзе посвящает свои стихи созданию Самгорской оросительной системы, превращению безжизненной Самгорской долины в цветущий край. Это— грандиозная работа, осуществляемая по гениальным предначертаниям великого Сталина.
...земля, освеженная влагой.
Окруженная сетью ветвей,
Словно витязь, исполнясь отвагой,
Навсегда победит суховей.
И, покорная лишь человеку.
Поднимая сады на плечо,
Степь руками могучими реку
Прямо к сердцу прижмет горячо.
Поэт не ограничивается непосредственными впечатлениями, связанными со строительством Самгори. Он стремится отобразить и завтрашний день строительства. Тема преобразования земли связывается здесь с темами большого общественного значения, с темой борьбы за мир во всем мире, с прославлением и утверждением лучших качеств нашего талантливого народа.
Новаторам сельского хозяйства, преобразующим природу, завоевывающим власть над нею, посвящен ряд стихотворений в книге Миклая Казакова—поэта марийского народа. Герои его книги "Поэзия — любимая подруга" —ученые, колхозники, передовые люди, которые не ждут милостей от природы, но решительно берут их у нее.
Вдохновенный творческий труд людей, преобразующих землю, самобытно и необычайно жизненно отражен и в стихах Гамзата Цадасы. Народный поэт Дагестана воспевает зажиточную и культурную жизнь людей родного аула и всей нашей Родины. Неузнаваемо изменился аул, и об этих счастливых переменах говорит певец в стихотворении "Электростанция в Хунзахе", в котором мы воочию видим, что принес горскому аулу освобожденный труд, преобразующий природу и завоевывающий власть над нею:
Века струей бесплодной
Неслась вода со скал,
Никто в стихии водной
Опоры не искал.
Но дикую природу
И бурный вал реки
Заставили народу
Служить большевики.
Тема преобразования земли, борьбы со "скверными выходками природы", как говорил Горький, определяет и характер поэмы белорусского поэта Аркадия Кулешова "Новое русло". В этой поэме мы видим, что, заставляя реки течь по новому руслу, советские люди определяют и новое направление нашей жизни, в которой все зримее проступают черты коммунизма.
Простор, открывающийся перед лирическим героем поэмы, обрисован с позиции человека, который не просто любуется красотой пейзажа, но вместе с тем стремится изменить его в интересах народа, борющегося за изобилие материальных и культурных благ.
Пафос преобразования земли, ее преображения пронизывает всю поэму, отражая чувства и думы наших людей, охваченных творческим созидательным порывом, любящих родную природу и делающих ее еще лучше, прекраснее.
С темой преобразования земли, с завоеванием власти над нею связана поэма В. Инбер "Путь воды", частично опубликованная в журнале "Новый мир" в 1948 году, а частично —в 1951 году (причем автор определил жанр своего произведения уже как цикл стихов).
Главы из поэмы "Путь воды", опубликованные в 1948 году, встретили критическую оценку. В них имелись значительные недостатки.
Автор нередко занимал позицию стороннего наблюдателя, который только мельком и наспех знакомится с материалом действительности, с жизнью и деятельностью героев своей поэмы. Отсюда — внешне-описательный, преимущественно созерцательный к характер иных глав; зачастую здесь преобладали декоративно-украшательские, а то и явно стилизаторские мотивы.
Неуместность, неоправданность созерцательности и декоративных описаний особенно бросались в глаза, когда в поэме речь заходила о наших людях, об их новаторских делах и творческих дерзаниях.
Новые стихи Веры Инбер из цикла "Путь воды" (журнал "Новый мир" № 4, 1951 г.) свидетельствуют, что автор не только признал основательность обращенной к нему критики, но активно-творчески ответил на нее, создав произведения, в значительной мере уже лишенные тех недостатков, на которые указывалось ранее.
В этом цикле новаторский труд советских людей нашел иное, белое углубленное изображение. Здесь автор запечатлел не только конечные результаты и итоги победы, не только торжества и празднества по случаю завершения большой работы, но и ее процесс, напряженную борьбу со слепыми стихиями природы. Именно это существенно обогатило цикл стихов "Путь воды", определило его жизненность и реалистичность.
Положительной оценки заслуживает новый цикл стихов Александра Яшина "Советский человек", посвященный стройкам коммунизма ("Литературная газета" № 55, 1951 г.). Здесь запечатлены образы наших людей, то новое, что появилось в их духовном облике в связи с их творческой, преобразующей природу деятельностью.
Это люди, которые не отступают перед трудностями, мужественно и упорно преображают мир и вместе с тем преобразуются сами.
Мы видим здесь нс столько суммарно запечатленный процесс преобразования природы и строительства в целом, сколько целый ряд картин, жанровых зарисовок, реалистических портретов героев строительства.
Заслуживает быть отмеченной "Поэма северных рек" Николая Асеева, напечатанная в третьей книжке журнала "Новый мир" за нынешний год.
Однако и поныне в современной поэзии еще появляются произведения, в которых господствуют эпигонские мотивы.
В этом отношении показательны, например, стихи Г. Семенова, собранные в книге "Свет в окнах".
В одном из своих стихотворений — "Тишина" поэт говорит:
...Мне по сердцу и вкрадчивый туман!
Не видно, что за ним —как ни гляди,
А подойдешь —и нет его, обман.
Взглянул вперед —он снова впереди.
Мне по сердцу и вкрадчивый туман!..
Вы спросите: а где же тишина?
Но это и зовется тишиною:
Как белый цвет содержит все тона.
Так из дождя, тумана, ветра, зноя
И тишина земная соткана!
Трудно представить себе что-нибудь более несовместимое с духом творческого
новаторства наших людей. Советским людям чуждо то состояние неподвижности и тишины, которые так выспренне воспевает поэт.
В книгах "Стежки-дорожки" и "Семь холмов" Александра Коваленкова наряду с произведениями реалистически правдивыми и художественно весомыми мы видим и стихи, пронизанные чувством идиллического благодушия, написанные с оглядкой на прошлое. В них и окружающая нас природа, и сами люди изображаются порою, как сонный, заколдованный мир старинных преданий, принесенный в наше время по произволу автора.
Окружена болотными цветами,
На пенышке Аленушка жила.
В ее угодья верными шагами
Моя любовь негаданно пришла.
Я жизнь отдам за то, чтоб в дреме хвойной
Ты не блуждала, глядя в темноту:
Будь для меня красивой и спокойной,
Поверившей в чужую доброту.
Бросается в глаза, что и природа, изображенная здесь, носит условный, аллегорический характер.
В стихотворении "Прогулка" поэт приглашает нас в тихий, безмятежный мир забвения от всех тревог и волнений:
В стране душистого горошка,
В краю некошенных цветов
Есть заповедная дорожка
К семи холмам, на семь холмов.
Пройдемся, что ли, как бывало.
По перелескам, по лугам.
Где наше детство задремало.
А, может быть, приснилось нам...
Художественное значение таких стихов —мнимое. Они воспринимаются, как
стихи подражательные, чуждые чувства нового.
*
Советский народ вдохновлен великими сталинскими планами преобразования природы. повседневно осуществляет их в своей творческой деятельности, и это, естественно, не может не находить своего отражения в нашей поэзии, кровно связанной с народом, выражающей его дух и его интересы, его устремления и чаяния.
В неразрывной связи с нашей советской жизнью, в готовности запечатлеть то новое, что повседневно рождается в ней, в стремлении утвердить передовые, ведущие тенденции ее развития, в чувстве нового —залог дальнейших успехов и достижений советской литературы.
Борис Соловьев".
("Известия",
1951, № 169 (21 июля), с. 3).
безудержной работы,
Самой трудной,
Самой трудной,
самой боевой".
"По новому руслу
Литературные заметки
В статье "О "Библиотеке поэта" А. М. Горький призывал поэтов шире вводить в поэзию новые темы, новый материал, рожденный условиями советской действительности, указывал поэтам на необходимость "пересмотра отношения поэзии к природе и пересмотра всех главнейших тем старой поэзии".
Великий писатель замечал, что "поэты никогда еще не звали человека на борьбу с природой, за власть над ней и, разрешая себе — не часто — гнев на двуногих деспотов, не гневались на слепого тирана".
Горький призывал к созданию произведений, активно отображающих преобразование природы, связанных с борьбой "коллективно организованного разума" против ее стихийных сил.
Говоря о литераторах, проходящих мимо гигантских задач, разрешаемых нашими людьми. Горький утверждал, что подобное отношение литераторов можно объяснить только "недостатком их внимания в жизни, недостатком знаний о ней".
Ныне, в эпоху осуществления великого Сталинского плана преобразования природы, вопросы, поднятые Горьким в статье "О "Библиотеке поэта", приобрели для нашей литературы особенно большое значение.
За годы, истекшие после смерти Горького, советская многонациональная поэзия создала ряд интересных произведений, по-новому решающих извечную тему природы. Это произведения, зовущие человека к овладению природой, на борьбу за власть над нею, за покорение ее стихий.
Развивая традиции, идущие от Маяковского, первым показавшего новый пейзаж нашей Родины, воспевшего советского человека, как строителя-новатора, наши поэты все более и более обращаются теперь к теме преобразования природы.
Интересны в этом отношении циклы стихов П. Комарова "Зеленый пояс" и "Новый перегон", в которых запечатлена подлинная любовь к природе, но любовь не покорная и созерцательная, а любовь активная, созидательная, творческая.
Леса, шумящие в этих стихах,— это "зеленый пояс", возникающий по воле человека. Все шире развертывающееся лесонасаждение здесь предстает как выражение воли советских людей, их побед.
Как не верить лесоводам,
Если волею Кремля
Нам все больше с каждым годом
Покоряется земля.
Славлю век, в который можно
Под Москвою видеть сад.
Где шумит и кедр таежный
И кавказский виноград!
Творчество П. Комарова — это ростки той новой поэзии, о которой говорил Горький.
Если мы обратимся к циклу стихов грузинского поэта Григола Абашидзе "Ленин в Самгори" (книга "На южной границе"), то увидим, что многое роднит этих поэтов при всей их творческой самобытности.
Г. Абашидзе посвящает свои стихи созданию Самгорской оросительной системы, превращению безжизненной Самгорской долины в цветущий край. Это— грандиозная работа, осуществляемая по гениальным предначертаниям великого Сталина.
...земля, освеженная влагой.
Окруженная сетью ветвей,
Словно витязь, исполнясь отвагой,
Навсегда победит суховей.
И, покорная лишь человеку.
Поднимая сады на плечо,
Степь руками могучими реку
Прямо к сердцу прижмет горячо.
Поэт не ограничивается непосредственными впечатлениями, связанными со строительством Самгори. Он стремится отобразить и завтрашний день строительства. Тема преобразования земли связывается здесь с темами большого общественного значения, с темой борьбы за мир во всем мире, с прославлением и утверждением лучших качеств нашего талантливого народа.
Новаторам сельского хозяйства, преобразующим природу, завоевывающим власть над нею, посвящен ряд стихотворений в книге Миклая Казакова—поэта марийского народа. Герои его книги "Поэзия — любимая подруга" —ученые, колхозники, передовые люди, которые не ждут милостей от природы, но решительно берут их у нее.
Вдохновенный творческий труд людей, преобразующих землю, самобытно и необычайно жизненно отражен и в стихах Гамзата Цадасы. Народный поэт Дагестана воспевает зажиточную и культурную жизнь людей родного аула и всей нашей Родины. Неузнаваемо изменился аул, и об этих счастливых переменах говорит певец в стихотворении "Электростанция в Хунзахе", в котором мы воочию видим, что принес горскому аулу освобожденный труд, преобразующий природу и завоевывающий власть над нею:
Века струей бесплодной
Неслась вода со скал,
Никто в стихии водной
Опоры не искал.
Но дикую природу
И бурный вал реки
Заставили народу
Служить большевики.
Тема преобразования земли, борьбы со "скверными выходками природы", как говорил Горький, определяет и характер поэмы белорусского поэта Аркадия Кулешова "Новое русло". В этой поэме мы видим, что, заставляя реки течь по новому руслу, советские люди определяют и новое направление нашей жизни, в которой все зримее проступают черты коммунизма.
Простор, открывающийся перед лирическим героем поэмы, обрисован с позиции человека, который не просто любуется красотой пейзажа, но вместе с тем стремится изменить его в интересах народа, борющегося за изобилие материальных и культурных благ.
Пафос преобразования земли, ее преображения пронизывает всю поэму, отражая чувства и думы наших людей, охваченных творческим созидательным порывом, любящих родную природу и делающих ее еще лучше, прекраснее.
С темой преобразования земли, с завоеванием власти над нею связана поэма В. Инбер "Путь воды", частично опубликованная в журнале "Новый мир" в 1948 году, а частично —в 1951 году (причем автор определил жанр своего произведения уже как цикл стихов).
Главы из поэмы "Путь воды", опубликованные в 1948 году, встретили критическую оценку. В них имелись значительные недостатки.
Автор нередко занимал позицию стороннего наблюдателя, который только мельком и наспех знакомится с материалом действительности, с жизнью и деятельностью героев своей поэмы. Отсюда — внешне-описательный, преимущественно созерцательный к характер иных глав; зачастую здесь преобладали декоративно-украшательские, а то и явно стилизаторские мотивы.
Неуместность, неоправданность созерцательности и декоративных описаний особенно бросались в глаза, когда в поэме речь заходила о наших людях, об их новаторских делах и творческих дерзаниях.
Новые стихи Веры Инбер из цикла "Путь воды" (журнал "Новый мир" № 4, 1951 г.) свидетельствуют, что автор не только признал основательность обращенной к нему критики, но активно-творчески ответил на нее, создав произведения, в значительной мере уже лишенные тех недостатков, на которые указывалось ранее.
В этом цикле новаторский труд советских людей нашел иное, белое углубленное изображение. Здесь автор запечатлел не только конечные результаты и итоги победы, не только торжества и празднества по случаю завершения большой работы, но и ее процесс, напряженную борьбу со слепыми стихиями природы. Именно это существенно обогатило цикл стихов "Путь воды", определило его жизненность и реалистичность.
Положительной оценки заслуживает новый цикл стихов Александра Яшина "Советский человек", посвященный стройкам коммунизма ("Литературная газета" № 55, 1951 г.). Здесь запечатлены образы наших людей, то новое, что появилось в их духовном облике в связи с их творческой, преобразующей природу деятельностью.
Это люди, которые не отступают перед трудностями, мужественно и упорно преображают мир и вместе с тем преобразуются сами.
Мы видим здесь нс столько суммарно запечатленный процесс преобразования природы и строительства в целом, сколько целый ряд картин, жанровых зарисовок, реалистических портретов героев строительства.
Заслуживает быть отмеченной "Поэма северных рек" Николая Асеева, напечатанная в третьей книжке журнала "Новый мир" за нынешний год.
Однако и поныне в современной поэзии еще появляются произведения, в которых господствуют эпигонские мотивы.
В этом отношении показательны, например, стихи Г. Семенова, собранные в книге "Свет в окнах".
В одном из своих стихотворений — "Тишина" поэт говорит:
...Мне по сердцу и вкрадчивый туман!
Не видно, что за ним —как ни гляди,
А подойдешь —и нет его, обман.
Взглянул вперед —он снова впереди.
Мне по сердцу и вкрадчивый туман!..
Вы спросите: а где же тишина?
Но это и зовется тишиною:
Как белый цвет содержит все тона.
Так из дождя, тумана, ветра, зноя
И тишина земная соткана!
Трудно представить себе что-нибудь более несовместимое с духом творческого
новаторства наших людей. Советским людям чуждо то состояние неподвижности и тишины, которые так выспренне воспевает поэт.
В книгах "Стежки-дорожки" и "Семь холмов" Александра Коваленкова наряду с произведениями реалистически правдивыми и художественно весомыми мы видим и стихи, пронизанные чувством идиллического благодушия, написанные с оглядкой на прошлое. В них и окружающая нас природа, и сами люди изображаются порою, как сонный, заколдованный мир старинных преданий, принесенный в наше время по произволу автора.
Окружена болотными цветами,
На пенышке Аленушка жила.
В ее угодья верными шагами
Моя любовь негаданно пришла.
Я жизнь отдам за то, чтоб в дреме хвойной
Ты не блуждала, глядя в темноту:
Будь для меня красивой и спокойной,
Поверившей в чужую доброту.
Бросается в глаза, что и природа, изображенная здесь, носит условный, аллегорический характер.
В стихотворении "Прогулка" поэт приглашает нас в тихий, безмятежный мир забвения от всех тревог и волнений:
В стране душистого горошка,
В краю некошенных цветов
Есть заповедная дорожка
К семи холмам, на семь холмов.
Пройдемся, что ли, как бывало.
По перелескам, по лугам.
Где наше детство задремало.
А, может быть, приснилось нам...
Художественное значение таких стихов —мнимое. Они воспринимаются, как
стихи подражательные, чуждые чувства нового.
*
Советский народ вдохновлен великими сталинскими планами преобразования природы. повседневно осуществляет их в своей творческой деятельности, и это, естественно, не может не находить своего отражения в нашей поэзии, кровно связанной с народом, выражающей его дух и его интересы, его устремления и чаяния.
В неразрывной связи с нашей советской жизнью, в готовности запечатлеть то новое, что повседневно рождается в ней, в стремлении утвердить передовые, ведущие тенденции ее развития, в чувстве нового —залог дальнейших успехов и достижений советской литературы.
Борис Соловьев".
Комментариев нет:
Отправить комментарий