вторник, 13 июля 2021 г.

"Планы наши обширные, люди наши прославлены…"

"… Охраняем жизнь мирную
Мы с товарищем Сталиным".
 

70 лет назад неодолимо входило в советскую жизнь новое:
"Кино
"Кавалер Золотой Звезды"
Цветной художественный фильм "Кавалер Золотой Звезды" (по роману С. Бабаевского). Сценарий—Б. Чирскова, режиссер-постановщик — Ю. Райзман, главный оператор — С. Урусевский, композитор — Т. Хренников, художник — А. Пархоменко. Производство киностудии "Мосфильм".
Богата, красочна и многообразна наша жизнь. Безграничные возможности открывает она художнику, щедро вознаграждая каждую попытку правдивого отображения ее основных, типических явлений. Нигде и никогда искусство не было в столь благоприятных условиях развития, как в нашей социалистической стране, в наше советское время. Величественные идеи коммунизма одухотворили наше искусство, творческий, сознательный труд народа наполнил его пафосом жизнеутверждения. И стало ужо бесспорной истиной,— чем проникновеннее вглядывается художник в происходящие в самой жизни явления, чем глубже изучает их, чем ярче и художественно выразительнее отображает нашу жизнь, тем совершеннее его произведения, сильнее их воздействие на читателя или зрителя.
Большие и трудные задачи стояли перед сценаристом В. Мироновым и режиссером-постановщиком Ю. Райзманом в экранизации романа С. Бабаевского. Тематически сложное, сюжетно многоплановое произведение предстояло воплотить в короткий по времени, хотя и весьма емкий по своим возможностям фильм, донести  до зрителя высокую идею романа, передать средствами киноискусства его волнующее содержание.
Фильм развертывается как поэма о патриотическом трудовом подвиге советских людей, воспевая могучий созидательный труд нашего народа — строителя  коммунизма. От первых, замедленных в своем действии, кадров со все нарастающим ритмом к концу повествования фильм раскрывает перед зрителем дела и дни кубанских колхозников в послевоенные годы.
В основе Фильма — борьба за строительство районной электростанции. Но не только в этом идея и сюжетная канва кинокартины. Фильм показывает борьбу нового со старым, утверждение всего передового, прокладывающего дорогу в завтрашний день, победу над отжившим, косным, консервативным. Вместо с тем это — волнующее повествование о новых чертах характера советского человека, поднятого партией Ленина — Сталина к великим творческим свершениям, о новой, советской морали и этике.
Как и в романе С. Бабаевского, героем фильма "Кавалер Золотой Звезды" является Сергей Тутаринов (артист С. Бондарчук). Это— подлинный герой вашего времени.
В его образе, в образах ближайших его товарищей но работе — колхозных вожаков, передовых советских крестьян — находит выражение основная идея фильма.
Мы встречаемся с главным героем фильма С. Тутариновым в то время, когда он только что возвращается в свою родную станицу после Отечественной войны. Сергей — мужественный и доблестный защитник Родины. За смелый танковый прорыв ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Мы становимся свидетелями новой, уже трудовой доблести Сергея Тутаринова. Он быстро включается в жизнь колхоза, выступает организатором строительства гидростанции. Трудящиеся избирают Тутаринова председателем райисполкома, а затем депутатом Верховного Совета.
Артист С. Бондарчук создал яркий, выразительный образ Сергея Тутаринова. Замечательной чертой Тутаринова, как показал его артист, является уверенность в том, что в нашей стране можно осуществить любую мечту, которая волнует народ, отражает его интересы. В конце фильма Сергей вместе со своим другом, бывшим танкистом Семеном Гончаренко (артист А. Чемодуров), любуется зданием электростанции, возвышающимся над степью.
— Красавица,— говорит Семен...— Как мы мечтали обо всем этом...
Сергей обнимает Семена.
— А я и сейчас мечтаю... Ты представляешь, как пройдут здесь широкие асфальтовые дороги, встанут обновленные станицы, молодые леса... Ты видишь, что коммунизм уже близок, осязаем, что вот он перед нами.
Этими словами героя завершается фильм, и зритель, покидая зал, глубоко убежден в том, что и все новые мечты героя будут осуществлены.
Новое неодолимо входит в нашу жизнь. Ощущением и утверждением его движим Тутаринов. Потому так остро он и ведет борьбу против Хохлакова, что видит в нем носителя пагубных настроений успокоенности, потому что Хохлаков цепляется за старое, не приемлет нового. Председателю райисполкома Хохлакову (артист Н. Комиссаров) кажется, что им уже все сделано для района и что уже можно почить на лаврах.
Открыто и страстно поднялся Сергей Тутаринов против своего друга-однополчанина Семена Гончаренко, когда увидел, что тот норовит обстроиться своим домком, обзавестись своим хозяйством и уйти в "затишье", в сторону от общественных дел. Решительно осудил он Савву Остроумова, стремившегося отгородиться от других колхозов в строительстве электростанции. Показывая эту черту характера Тутаринова, авторы фильма и исполнитель роли Сергея артист Бондарчук сумели раскрыть новые духовные качества советских людей —внимательную дружбу и по-товарищески строгую требовательность к близкому и дорогому человеку.
Глубокой лиричностью и чистотой овеяна любовь Сергея к Ирине Любашевой — простой колхозной девушке. Талантливо раскрыла образ своей героини артистка К. Канаева, и оттого вся сюжетная линия фильма Сергей —Ирина приобрела в картине жизненно верную интонацию.
Остро и убедительно показан конфликт нового со старым в образах председателей колхозов Рагулина и Артамашова.
Образ Рагулина, созданный артистом В. Ратомским, —большая удача фильма. Это доподлинный и типичный представитель нашего нового советского колхозного крестьянства. Рагулин —рачительный хозяин. Он по-хозяйски бережлив, когда дело идет о социалистической собственности. Человек большого кругозора, ясной перспективы и смелого замысла, он глубоко органически приходит к мысли о необходимости строить станцию не только для одного колхоза, а для всего района. Превосходны те сцены фильма, когда Рагулин берет обязательство вырастить по 250 пудов пшеницы с гектара и потом беседует с колхозным кучером об этом своем обещании товарищу Сталину.
Рагулин —Артамашов в начале фильма по складу своего характера, образу мысли и деятельности —антиподы. Артамашов— размашистый, порою даже самовлюбленный человек. Он потерял чувство ответственности перед коллективом, не прочь все делать от своего имени. "Мой колхоз", "я дам на строительство",—говорит он, цепко держась за интересы только своей сельхозартели. Таким его нарисовал артист Н. Гриценко, и нарисовал верно. Широта натуры Артамашова—это оборотная сторона его политической узости. И когда он был снят с поста председателя колхоза, никто об этом не пожалел. Но, раскрывая Артамашова с этой стороны, Н. Гриценко художественно не менее верно сумел подчеркнуть его положительные человеческие качества, и потому, когда потом мы видим, с каким воодушевлением работает в поле Артамашов-бригадир, мы верим в его искренность, в его горячую увлеченность работой.
Б. Чирков верно рисует образ секретаря райкома партии Кондратьева. В образе Кондратьева много характерных черт, присущих партийному работнику. Умный, внимательный руководитель, он подсказывает, не навязывая, Тутаринову правильное решение, поправляет его, когда Тутаринов начал было сторониться других колхозов в строительстве гидростанции. Верно направил он на жизненную дорогу и Артамашова.
Савва Остроухов в исполнении артиста К. Светлова —человек скромных повседневных дел. Он один из тех, кто мечтал об электрификации станицы. Но мечта его оказалась уже возможностей, какими располагает наша жизнь, уже ее требований. Сергей Тутаринов помог Савве увидеть эти возможности, понять насущные потребности самой жизни.
Хорошо удалось показать в фильме массовые сцены: собрание в колхозе, работу в поле, сплав леса. Удалось изображение колхозных активистов. Кроме Рагулина, надо отметить колхозника Ненашева в талантливом исполнении артиста П. Кирюткина.
Отрадным в картине является и то, что в ней удачно выступает артистическая молодежь, составившая вместе с актерами старшего поколения хороший, единый ансамбль.
Должна быть отмечена работа художника А. Пархоменко и особенно оператора С. Урусевского. Многие кадры картины по своей художественной выразительности и живописности превосходны.
Фильм "Кавалер Золотой Звезды" — новый успех советской кинематографии. В его содержании, в его волнующей идее, в образах героев отобразилась широкая и светлая наша жизнь. И, когда мы смотрим заключительные кадры фильма —объезд Тутариновым полей и хозяйственных ферм района, наша замечательная жизнь предстает перед глазами ощутимо. Электричество движет машинами, помогает напоить влагой поля, открывает все новые и новые возможности творчества и созидания советских людей.
В. Николаев".
("Известия", 1951, № 163 (14 июля), с. 3).

Комментариев нет: