воскресенье, 18 июля 2021 г.

"В Будапеште сражались мы долго…"

"…Он на мутном Дунае лежит.
Как мне вспомнится матушка Волга -
Так слеза на глаза набежит..."


65 лет назад требовали срочно воспрепятствовать ухудшению здоровья товарища Ракоши лучшие врачи:
"Пленум Центрального Комитета Венгерской партии трудящихся
Будапешт, 18 июля. (ТАСС). Сегодня в Будапеште открылся пленум Центрального Комитета Венгерской партии трудящихся. С докладом по первому пункту повестки дня — организационные вопросы выступил Андраш Хегедюш.
На пленуме было оглашено следующее письмо тов. Матиаса Ракоши Центральному Комитету ВИТ:
   Уважаемый Центральный Комитет!
   Прошу Центральный Комитет освободить меня от обязанностей первого секретаря ЦК ВПТ и от пребывания в составе Политбюро. Одна из причин моей просьбы заключается том, что мне уже 65-й год, и моя болезнь, продолжающаяся уже два года и принимающая все более серьезный характер, мешает мне в выполнении работы, возложенной на меня, как на первого секретаря ЦК. Наряду с этим те ошибки, которые я совершил в вопросе о культе личности и в области социалистической законности, мешают партийному руководству в полной мере сконцентрировать свое внимание на стоящих перед нами задачах. Обращаясь с просьбой освободить меня от занимаемого поста, я желаю служить великому делу нашей партии, трудового народа, социализма.
Матиас Ракоши.
Сегодня же на пленуме Центрального Комитета Венгерской партии трудящихся Матиас Ракоши выступил со следующим заявлением:
   Уважаемый Центральный Комитет!
   Разрешите мне сделать к этой моей просьбе несколько дополнений. Что касается состояния моего здоровья, то я уже два года страдаю гипертонией. Давление  крови у меня повышается, и несколько дней тому назад врачи направили в Политбюро сообщение, из которого я приведу одну фразу:
"Настоящее состояние здоровья Ракоши мы ни в коей мере не считаем удовлетворительным и поэтому требуем самого срочного вмешательства с целью во что бы то ни стало воспрепятствовать ухудшению его здоровья".
В последние два года товарищи часто замечали, что я уже не бываю так часто, как раньше, на предприятиях, в массах. И они были правы. Они лишь не знали, что причина этого заключается в ухудшении моего здоровья. Состояние моего здоровья начало сказываться на качестве и количестве моей работы, что на таком важном посту может принести партии только вред. Это я хотел сказать о своем здоровье.
Что касается тех ошибок, которые я совершил в вопросе о культе личности и в области социалистической законности, то в июне 1953 года на пленуме Центрального Комитета и в последующий период я неоднократно признавал их и в связи с ними публично выступал с самокритикой. После XX съезда  Коммунистической партии Советского Союза и доклада тов. Хрущева мне стало ясно, что тяжесть и влияние этих ошибок больше, чем я думал, и ущерб, который потерпела наша партия в результате этих ошибок, гораздо серьезнее, чем я полагал раньше. Эти ошибки затрудняли работу нашей партии, уменьшали притягательную силу партии и народной демократии и препятствовали развертыванию ленинских норм партийной жизни, коллективного руководства, конструктивной критики и самокритики, демократизма партийной и государственной жизни, инициативной и творческой силы широких трудящихся масс. И, наконец, эти ошибки давали врагу весьма широкое поле для нападения. В своей совокупности эти ошибки, совершенные мною на важнейшем посту партийной работы, нанесли тяжкий ущерб всему нашему социалистическому развитию.
В исправлении этих ошибок я должен был идти вперед. Если у нас реабилитация шла с задержками, иногда прерывалась, если в области ликвидации культа личности в прошлом году наступил некоторый спад, если критика и самокритика, а также коллективное руководство развивались медленно, если против сектантских, догматических взглядов и методов не велось достаточно решительной борьбы, то за все это на меня, как на первого секретаря партии, ложится серьезная ответственность.
   Уважаемый Центральный Комитет!
   Уже больше четырех десятилетий я являюсь активным солдатом социалистического движения. Я присутствовал при первых шагах нашей партии, участвовал в боях Венгерской коммуны, в тяжелой борьбе против хортистского террора. После долгих лет тюрьмы я смог дожить до того дня, когда могучий Советский Союз освободил нашу родину, и смог быть в первых рядах, когда венгерские коммунисты в обстановке упорной и жестокой борьбы привели к победе в нашей стране великого дела социализма. Я уверен в том, что наша партия, опираясь на трудовой народ, и сейчас единодушно, в духе XX съезда преодолевая все трудности, побеждая врага и укрепившись в борьбе, будет идти вперед по пути демократии и социалистического строительства, ведущему в лучшее будущее!
Центральный Комитет принял следующее решение:
Центральный Комитет, констатируя заслуги тов. Матиаса Ракоши в венгерском и международном рабочем движении, в борьбе за лучшее будущее венгерского народа, за социалистическую Венгрию, согласен с содержанием письма тов. Ракоши и на основе его собственной просьбы освобождает его от пребывания в составе Политбюро и с поста первого секретаря Центрального Комитета.
Центральный Комитет единогласно избрал первым секретарем тов. Эрне Гере.
Вторым пунктом повестки дня пленум Центрального Комитета заслушал доклад Политбюро ЦК "В единой партии за социалистическую демократию".
Докладчиком по этому пункту повестки дня выступил первый секретарь ЦК ВПТ Эрне Гере".
("Известия", 1956, № 171 (19 июля), с. 3)
.

Комментариев нет: