"…Они не дадут свою подпись за мир,
Все они против мира!"
55 лет назад зрелые
советские люди активно протестовали против патологических вывертов:
"Бессмыслицу
не защитишь!
Творческое
объединение молодых писателей и художников (ТОМ) 24 декабря минувшего года
открыло свои разделы читателям областной библиотеки имени И.
Молчанова-Сибирского. Открывающий встречу Ю. Файбышенко предупредил читателей,
что в первом разделе они увидят и услышат писателей, а во втором увидят
художников и их работы.
Одиннадцать
молодых писателей, один за другим знакомили молодежь (пожилых было очень мало)
со своими стихотворениями, рассказами и повестями. В числе их были
произведения, которые вызывали у слушателей удовлетворение (стихотворение Г.
Пакулова о декабристе Волконском, очерк Е. Суворова "Иван да Марья" и
некоторые другие), но большая часть была на низком идейно-художественном
уровне. Авторы в этих произведениях не отразили богатый духовный облик современного
человека, стремления нашей прекрасной молодежи к созидательному труду.
В
произведениях молодых писателей заметно увлечение историей, другими странами,
нередко просто пустяками, в них пестрят такие "образы", как феи,
автобусные окна, какие-то абстрактные глаза и т. д.
После этого
были представлены работы шести художников: портреты Гимова и Воронова, 12
абстракционистских "новаций" Старикова, графика и офорт Протасова и
Шипицына, портреты и натюрморты Пинигина. От многих произведений веяло духом
абстракционизма.
На вопрос
зрителей Старикову, как называются представленные им картины, он неохотно, видя
почти в каждом присутствующем ханжу, не понимающего его "творения"
назвал:
- Это
"Автопортрет", а это "Шепот".
В числе других
работ – "Человек с лунами", "Снятие Христа", просто
"Христос", "Богоматерь", "Люди в тумане" и
другие. Когда кто-то попросил, чтобы он помог разобраться в представленных
произведениях, Стариков оказался не в состоянии удовлетворить эту просьбу.
В упомянутых
работах, как нельзя лучше выражены патологические выверты, подражание
формалистическому искусству буржуазного Запада. Это хорошо поняла основная
масса читателей, которая не только недоумевала, но и активно протестовала
против лишенной всякого здравого смысла мазни Старикова.
И странно, что
ведущий эту встречу Ю. Файбышенко пытался защищать подобные произведения, а
другие члены объединения молча соглашались с ним, таким образом разделяя его
ошибочное утверждение.
Участники
встречи наверняка ушли бы с вечера расстроенными, если бы из числа читателей не
выступили со своими стихами два начинающих поэта = студент мединститута Горохов
и рабочий из Шелехова – Красиков. Они порадовали всех присутствовавших
задушевностью, чистотой и оптимизмом своего творчества. Нам думается, что
именно в таком направлении, в каком работают Горохов и Красиков, должны
трудиться и все члены объединения молодых. Имя этому направлению –
социалистический реализм.
В. Бессараб,
директор
областного отделения художественного фонда.
***
Картина или
ребус?
Вечер встречи
читателей областной библиотеки с молодыми художниками и писателями очень меня
взволновал. Придя домой, я долго думала о споре, который разгорелся там, и
решила обратиться в редакцию с письмом. Хочу выяснить, что же это все-таки за
изобразительное искусство, если без посторонней помощи и объяснения не понять
картины?
На вечере были
представлены картины молодых художников Иркутска. Общее внимание привлекли
картины Сергея Старикова. И не своим художественным смыслом, а тем, что все
пытались разгадать, что в них выразил художник? Я подчеркиваю
"пытались", потому что они так и не смогли ничего разгадать, пока не
попросили самого художника помочь им.
И вот когда
художнику задали вопрос: "Что вы хотели выразить в картине "Песня
любви"? Он ответил: "Да, черт знает, как это высказать, но в общем,
любовь, по-моему, всегда бывает в разных тонах".
Странный
ответ. Не менее странно и то, что товарищ, который вел вечер встречи, рьяно
хотел вразумить зрителей, что они не сведущи в искусстве.
Если картины,
подобные тем, что выставил Стариков, действительно стоит популяризировать, то
надо подумать, как научить людей понимать их без дополнительного толкования
автора. Но популяризировать такие картины не стоит. Работникам библиотеки и
творческому объединению молодых попросту следует быть более требовательными в
выборе произведений. Народ никогда не понимал и не поймет мазню
абстракционистов. Великая сила искусства социалистического реализма в том
именно и состоит, что оно близко и понятно народу, его не нужно комментировать.
Т. Бирюкова,
читательница
областной библиотеки".
("Восточно-Сибирская
правда", 1963, № 3 (4, январь), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий