понедельник, 28 декабря 2015 г.

"Расправляя могучие плечи, в строй сторонники мира встают..."

"...И на всех языках и наречьях
Делу мира присягу дают".


65 лет назад в СССР воспевали труд и созидание продолжатели литературных реалистических традиций:
 «На литературные темы.
«Новая Сибирь».
Двадцать третья книга литературно-художественного альманаха Иркутского отделения Союза советских писателей.
... Закрывая прочитанный альманах испытываешь впечатление, подобное впечатлению от одного цельного интересного произведения. Это свидетельствует о продуманном расположении материала в книге.
Различные по темам, жанрам, художественным особенностям произведения, напечатанные в альманахе, дополняют друг друга и в целом раскрывают тему новой Сибири, а точнее – тему труда в новой социалистической Сибири.
То, что в период сложной международной обстановки советские писатели нашей области воспевают труд и созидание, - является одним из средств борьбы их за мир против войны...
... Нет надобности перечислять отдельные неудачные рифмы или строки я ярких стихах Ю. Левитанского и И. Луговского, но нельзя не заметить существенного принципиального недостатка в творческом методе обоих поэтов.
Стихотворения Ю. Левитанского, помещенные в альманахе, отличаются большой силой обобщения типических качеств, особенностей советских людей и всего нашего социалистического бытия. Но поэт мало внимания уделяет своеобразию, индивидуальности человека. Поэтому и «Питомцы Октября» и «Сталинский испытанный солдат» и друзья-соседи поэта являются символическими, собирательными, но не индивидуальными образами.
Сам художественный прием, о котором идет речь, разумеется, интересен и должен быть использован в нашей поэзии.
Но, думается, Ю. Левитанский чересчур злоупотребляет этим приемом, переносит его из одного произведения в другое и, без сочетания типического с индивидуальным, обрекает свой стих на неизбежную, при таком злоупотреблении, декларативность.
В творческом методе И. Луговского наблюдается противоположный недостаток. Луговской мастер конкретного, образного письма. Герои поэта отличаются яркой индивидуальностью и легко запоминаются. Но, к сожалению, Луговскому порой нехватает достаточной силы обобщения. Поэтому стихотворения «Первый выгон», «Ночь на полевом стане» приобретают смысл отдельных эпизодов, а не типических явлений советской действительности.
К недостаткам альманаха относятся отдельные недоработки, допущенные писателем Ф. Тауриным в главах из романа «К одной цели». Наряду с убедительными жизненно правдивыми образами парторга завода Лугового, директора Перова, работницы Тани Парамоновой, механика Степняка, рабочего Феди Маслова и других, появляется в романе и вызывает ощущение фальши, шаблона образ жены Перова – Людмилы. Несмотря на, казалось бы, второстепенную роль, которую отводит автор Людмиле, образ этой, чуждой не только Перову, но и всем советским людям, женщины нарушает здоровый, верный идейный замысел романа: «Расти,  итти вперед – это неотъемлемое свойство советских людей. В этом сила нашего строя». Писатель, очевидно, намеревался показать буржуазные пережитки в сознании некоторых граждан СССР. Но выполнен этот замысел очень неудачно, неискренно.
Когда среди советских людей появляется такая «личность», наше гуманное общество обязательно попытается перевоспитать ее и лишь от безнадежно испорченного человека отвернется с презрением. В романе Таурина совершенно не выяснены причины обывательских интересов Людмилы. Вся она со своим «японским халатом», «плаксивой испорченностью», беспричинной ревностью к мужу и «красотою Мадонны» появляется неизвестно откуда и неизвестно почему. В романе она понадобилась лишь для того, чтобы сделать несчастным в личной жизни Перова и тем самым оправдать, мотивировать его возникающую (и, кстати сказать, очень схематично изображенную) любовь к комсоргу завода Ольге Черненко...
Анна Рубанович».
("Восточно-Сибирская правда", 1950, № 282 (28, декабрь), с. 3).

Комментариев нет: