пятница, 25 декабря 2015 г.

"Мы солнца яркого отнять у мира не дадим..."

"...Мы будем жить и побеждать
Под небом голубым".


65 лет назад в СССР почти все начинающие авторы писали на самые актуальные темы:
«Упорно учиться литературному мастерству.
О стихах, поступивших в «Восточно-Сибирскую правду» от начинающих авторов.
Почти все начинающие авторы, которые посылают в «Восточно-Сибирскую правду» свои стихи и рассказы, пишут на самые актуальные темы.
Борьба за мир во всем мире и события в Корее – вот первая тема, наиболее полно представленная стихами, поступившими в редакцию за последние четыре месяца. Студент техникума А. Огородников, рабочий ст. Иркутск-II Н. Смычков, домохозяйка Л. Дворецкая, воины Советской Армии Ю. Сюрков, В. Плотников, Г. Перминов, ученик Тулунской школы В. Гизатулин и многие другие с большим сочувствием к корейскому народу рассказывают о событиях в Корее, с глубоким возмущением и горячей ненавистью клеймят позором американских империалистов:
«Хоть малая черточка в янки
Людского обличья есть?
На доллар разменены в банке
Их совесть, сознанье и честь» -
Так характеризует американских агрессоров молодой автор И. Нюркин (Усть-Кутский район).
Во всех стихах молодые поэты выражают уверенность в том, что победят силы лагеря мира, демократии и социализма. Искренно звучат их слова о нашей могучей Родине – Советском Союзе, оплоте мира и безопасности народов.
Большое место отводится труду советского человека-строителя. «Марш комбайнеров» написал колхозник Г. Звонков (Черемховский район), о счастье жить и трудиться в свободной социалистической стране говорят в своих стихах Г. Красников (г. Нижнеудинск), В. Светецкий (г. Бодайбо), Я. Компаниец (с. Олонки), Я. Мелентьев (пос. Хайта), К Суворов (ст. Слюдянка), И. Кузнецов (г. Киренск), И. Лебедев (г. Тулун), А. Никощин (г. Бодайбо), В. Плотников (пос. Тайтурка), Г. Шарфмессер (г. Иркутск) и многие другие.
Значительная часть стихов, поступивших в редакцию, требует еще большой работы авторов над ними. К сожалению многие из них не видят этой необходимости в упорном труде, смотрят на поэзия как на забаву, берутся писать стихи, не овладев основами грамотности.
Неумело написанные, местами неграмотные, а потому непонятные стихи прислали в редакцию М. Первый, В. Кириллин, В. Фиалкин, И. Горохов, М. Булатов, Л. Андронова. Вот, например, что пишет тов. Горохов:
«Ты на страну Советов много клеветаешь
И бомбой атома ты мир пугаешь,
Твоею речью мы здесь не дорожим
Но в мире мы за мир стоим».
Беспомощность в элементарных вопросах, неумение просто выразить мысль, связать предложения внутри строфы – недостаток начинающих авторов В. Григорьева, Н. Смычкова, З. Михалко, С. Булатова, М. Двирника, И. Бойко, Л. Угрюмого, В. Светецкого, Е. Кошелевой, С. Каминского, В. Верхозиной, П. Билыка, Н. Лысцова, М. Ежова, В. Федорова, К. Суворова, Вас. Киселева.
Недостатком очень многих начинающих авторов является незнание техники стихосложения, неумение выбирать из богатого и гибкого, сочного русского языка наиболее выразительное, удачное слово.
Так, например, Н. Черепанов (г. Владивосток) в своем стихотворении «О комсомоле» повторяет одно и тоже слово «идти». «Багатырская вышла дружина»; «Каждый трудную школу прошел»; «Комсомольская вышла дружина»; «Приходят к нему миллионы, тот кто с нами вместе в ногу идет»; «Так идет молодыми рядами молодежь от заводов и сел» и т.д.
В стихотворении «Комсомольский билет» Г. Красникова встречается такая строфа:
«А теперь на мирной стройке
С партбилетом на груди
Комсомолец бывший стойкий
Всеми виден впереди».
Неудачный эпитет «бывший стойкий» режет слух. Вместо похвалы комсомольцу автор создает у читателя сомнение в качествах героя.
А вот какое слово для характеристики страшного царского времени избрал М. Валюшкин:
«Когда помещик-крохобор
Крестьянство вел к уничтоженью».
Конечно, эпитет «крохобор» совершенно неправильно характеризует помещика-кровопийцу, душителя крестьянства.
Над формой стиха – ритмом, рифмой, размером – начинающие авторы работают крайне мало. Многие удовлетворяются самыми незначительными созвучиями, едва напоминающими собой рифмы. Так, например, Р. Богатырев усматривает созвучия в таких парах слов: «дожди – поля», «мира – силы», «Москве – все». Б. Павленко рифмует слова «моя» и «всегда», «отца» и «тогда». Л. Дворецкая подбирает к слову «былью» рифму – «пустыню», к «твоих» - «томит».
Мало работает над рифмой начинающий поэт Л. Кузнецов. Он берет то, что уже привычно, стало шаблоном: «бою-свою», «войной – страной», «друг – подруг» или оперирует глаголами, порою мало заботясь об их более глубоком созвучии: «спорится – покроется», «готовится – покроется», «вздыхал – отдал».Некоторые авторы пишут стихи по образцу «раешника», позволяющего, собственно, толкать в строку сколько угодно слогов. Так поступают Вл. Петонов, А. Огородников, В. Прудников, И. Семенов, Г. Перминов и другие. Они очень нетребовательны к форме:
«Склеили липовый союз,
Что ихней совести конфуз,
И Атлантический их пакт
Угрозой миру стал, как факт»
(Н. Семенов).
Сжатый обзор стихов, поступивших в редакцию, свидетельствует о настоятельной необходимости литературной учебы начинающих авторов. В этом деле помощь им должна быть оказана и редакциями газет и Иркутским отделением Союза советских писателей.
Е. Петухова».
("Восточно-Сибирская правда", 1950, № 279 (24, декабрь), с. 3).

Комментариев нет: