суббота, 26 декабря 2015 г.

"Пусть зорче на страже стоят часовые..."

"...Точнее мишень поражает стрелок,
Чтоб враг никогда наши дни трудовые
Коварным налётом нарушить не мог!"


60 лет назад во многих советских произведениях преуменьшались изощренность и коварство приемов и методов, применявшихся матерыми шпионами и диверсантами: 
«Кино.
«Тень у пирса».
Сценарий Н. Панова, постановка М. Винярского. Производство Одесской киностудии художественных фильмов, выпуск 1955 года.
... На лесной поляне ночная тишина. Но вот белый купол парашюта шурша опустился на траву. Согнутая человеческая фигура метнулась от него, таща за собой стропы. Человек явно торопится, но две плотные тени вдруг вырастают у него за плечами. Шум падающего тела... ярость борьбы... выстрел... И вот уютная обстановка светлого кабинета. Пытливо поглядывая сквозь очки на на человека в кургузом пиджаке и тельняшке, сотрудник госбезопасности майор Людов допрашивает таинственного «воздушного путешественника»...
Такими динамичными кадрами начинается новый художественный фильм «Тень у пирса», демонстрирующийся сейчас на экранах области. Кстати сказать, в этой картине стремительно не только начало. Все повествование ее идет в остром, динамичном стиле, изобилует неожиданными поворотами сюжета, напряженным действием. Фильм рассказывает о вдумчивой и опасной работе наших органов государственной безопасности, о происках иностранной разведки, о стойкости и мужестве советских людей.
«Тень у пирса» - уже не первое кинопроизведение последних лет, поднимающее тему бдительности и политической зоркости тружеников нашей страны, раскрывающее подрывную деятельность врагов мира против Советского государства. Но нельзя было не заметить во многих из них общий недостаток. В них в несколько облегченном виде предстает картина этой многотрудной и опасной борьбы, преуменьшается изощренность и коварство приемов и методов, применяемых матерыми шпионами и диверсантами.
Думается, что автора фильма «Тень у пирса удалось избежать этого распространенного недостатка. В нем не преуменьшаются ни опытность матерых нарушителей, ни трудности борьбы с ними. Арсенал шпионских приемов и уловок велик, на помощь им поставлены новейшие достижения техники. Один шпион проникает на советскую землю с самолета, другой пользуется для этого усовершенствованным подводным костюмом. Заокеанские хозяева обучали их тонкому мастерству шпионажа, учли искусству конспирации, придумывали орудия диверсии. Им нельзя отказать ни в изворотливости, ни в уме.
И все же происки шпионов обречены на провал. Сама земля горит под их ногами. У Советской страны много преданных защитников. Это ее умудренные огромным опытом органы государственной безопасности, это все советские люди. В такой атмосфере шпионы недолго остаются нераскрытыми, как бы тщательно ни были они замаскированы.
В фильме «Тень у пирса» увлекательно и ярко показана работа наших органов госбезопасности. Образ майора Людова, проницательного и волевого человека, с тонким мастерством созданный артистом О. Жаковым, убедительно иллюстрирует, какие незаурядные люди трудятся на этом ответственном посту. Многое необходимо, чтобы быть настоящим советским чекистом. Не всеми еще нужными качествами для этой работы обладает молодой лейтенант, помощник Людова (артист А. Стародуб). Но у него перед глазами прекрасный пример, рядом с ним опытный советчик. Глядя на своего начальника, лейтенант, а вместе с ним и зритель, проникается мыслью, что в работе контрразведчика мало еще личной смелости, выдержки и воли. Война с тайными врагами – это не только единоборство характеров, но и единоборство ума. Здесь огромную роль играют глубокий анализ, тонкий расчет, острая наблюдательность. На первый взгляд, майор Людов в фильме больше рассуждает, чем действует. Но зато каждый его поступок и решение – безошибочны потому, что они подготовлены огромной мыслительной работой.
И еще одно качество чекиста с убеждающей наглядностью показывает фильм «Тень у пирса». Внимание к детали сплошь да рядом открывают для него путь к важным открытиям. Невинный обломок расчески помогает Людову обнаружить связь между различными людьми, необычное положение электрического утюга приводит его к раскрытию преступления, след на зеркале дает возможность уличить шпиона, - таких деталей можно было бы привести много.
Конечно, врагам было бы легче вершить свои черные дела, если бы плечом к плечу с чекистами не стоял их первый и верный помощник – народ, честные советские люди, бесстрашно разоблачающие шпионские козни. Ни угрозы смерти, ни подкуп не сломили стойкости скромной советской девушки, библиотекаря Ракитиной (эту роль исполняет молодая актриса Р. Матюшкина). Даже понеся тяжелую сердечную утрату, убедившись , что любимый ею человек – враг, она не согнулась под ударом судьбы, не растеряла мужества, а как настоящий советский патриот отдала все свои силы раскрытию готовящегося преступления – взрыва плавучего дока.
Верные жизненной правде, авторы картины не обходят молчанием тот факт, что и среди советских людей встречаются индивидуумы, которые попадаются в сети иностранной разведки. Моральная неустойчивость, беспринципность, поиски легкой жизни – вот благодатная почва для вербовки шпионов. Официантка Шубина (артистка Е. Савинова) начала свой преступный путь с растраты, а кончила изменой Родине. Этот образ принадлежит к одним из самых выразительных в картине.
К сожалению, образы остальных героев фильма остались недостаточно обрисованными, лишенными какой-либо действенной роли в главном конфликте. Таков, например, мичман Агеев (артист О. Туманов) и некоторые другие.
В картине можно заметить и ряд других недостатков. Стремление обострить сюжет, усилить динамику и напряжение действия иногда приводит к некоторым логическим провалам в ходе повествования. Хорошо, когда фильм дает пищу для размышления зрителям, но вряд ли стоит оставлять их в неразрешимых догадках, как, например, в эпизоде с предотвращением взрыва на доке. К чрезмерной увлеченности авторов детективной стороной рассказа следовало бы отнести и эпизод поимки иностранной подводной лодки.
... Символичны последние кадры картины. В знакомом нам кабинете унылые фигуры недавней гордости иностранной разведки. А над просторами моря раздается могучий гудок отправляющегося в дальнее плавание плавучего дока. Нет такой силы, которая оказалась бы выше мужества и стойкости советских людей, их бдительности и политической зоркости, их любви к Родине. С таким главным выводом уходит из зала зритель. И в этом убежденном выводе – основное достоинство нового фильма о бдительности.
О. Власов».
("Советский Сахалин", 1955, № 303 (25, декабрь), с. 3).

Комментариев нет: