четверг, 1 августа 2024 г.

"Тишина вокруг такая, что услышишь ты…"

"… Как растет трава густая,
Пьют росу цветы.
Не тревожит тихий ветер
Сонные кусты,
И блестит при лунном свете
Карабина штык.
Эту тишь в руках с оружьем
Зорко берегу,
Чтоб ее не мог нарушить
Орудийный гул".


65 лет назад советские солдаты, сержанты и офицеры стремились выразить большие патриотические чувства:
"Литературная страница
… Замысел и его воплощение
Об идейно-художественных качествах стихотворений военкоров
Стихи, которые редакция получает от воинов, тематически весьма разнообразны. В них солдаты, сержанты и офицеры стремятся выразить большие патриотические чувства: верность Родине и Коммунистической партии, любовь к отчему краю, восхищение простым советским человеком, его славными героическими делами. Однако далеко не каждому пишущему стихи удается художественно раскрыть замысел стихотворения. Часто интересная мысль бывает лишь затронута и не получает необходимого развития. В качестве примера проанализируем стихотворение военкора В. Сукова "Письмо":
     В руках недоплетенная корзина,
     Старик, ссутулясь, вышел на крыльцо.
     И вдруг письмо, письмо пришло от сына,
     Солдатское просто письмецо.
     Как будто солнце заглянуло в хату
     Через окно, подернутое льдом.
     Как хорошо, что служит сын солдатом
     И не забыл родной отцовский дом!
     Он пишет, что со службой все в порядке,
     И вот уж месяц как сержантом стал.
     С сердечным делом только неполадки,
     А почему — в письме не описал.
     Отец задумался. Уже любовь у сына.
     Ну что ж, пора. Ему ведь двадцать лет.
     На время отшвырнув свою корзину,
     Отец спешит сынку послать ответ.
О чем нам рассказывает стихотворение? Что в нем несет самую большую идейную нагрузку? Нам кажется, последняя строфа. Сын сообщает о своих успехах в воинской службе и рассказывает о своей любви к какой-то незнакомой нам девушке. Какое значение для развития темы имеют эти строки? Они дают толчок к раскрытию переживаний старика-отца, который вдруг понял, что сын уже взрослый. Отсюда-то стихотворение и должно было получить свое начало: мы узнали бы, вероятно, о том, как оценивает отец свою жизнь, здесь нашли бы место раздумья старика о жизненном пути сына-солдата, о трудностях и радостях больших свершений, которые его ожидают.
Ну, а как же быть с первыми строфами? Ведь стихотворение будет очень растянутым, если продолжить его, развив заключительную строфу? Но мы и не считаем, что нужно в подробностях излагать содержание дум старика — необходимо лишь найти ряд емких образов. Что касается первых двух-трех строф, то нам кажется, ихможно было бы сжать. Действительно, и первая, и вторая строфы раскрывают одну мысль — радость отца, получившего письмо от сына. В первой строфе эта мысль проводится за счет повторений, усиливающих ее: "И вдруг письмо, пришло письмо от сына…". Во второй строфе та же мысль раскрыта и прямо ("как хорошо…"), и иносказательно ("как будто солнце заглянуло в хату").
Но нужно ли несколько раз говорить об одном и том же, пусть и при помощи различных художественных средств? Нет! Надо найти только один, но зато выразительный, впечатляющий образ.
Есть в этом стихотворении неточные детали. "На время отшвырнув свою корзину, отец спешит сынку послать ответ". "Отшвырнув" — в данном контексте слово явно не то.
Встречаемся мы в стихах военкоров с недостатками другого характера: бывает, что автор нашел интересную мысль, образ, но не сумел развить их и начал повторяться, перепевать себя. Характерным в этом отношении является стихотворение сержанта В. Рудича "Весна". Приведем первую строфу:
     Взглядом все придирчивым измерив,
     Улыбнувшись, строгий старшина
     Приказал: "Дневальный, шире двери
     Распахните — к нам идет весна!".
 Строфа эта хороша, найден емкий образ. Весна — это такое обилие света, солнца, воздуха, что она не сможет "войти" в казарму, если "не распахнуть шире двери". Читатель уже психологически подготовлен к тому, чтобы услышать рассказ о весенних надеждах и мечтаниях солдат, их воинских успехах, о радости труда, потому что весна — это всегда и обновление, и новые заботы.
Однако автор стихотворения "Весна" темы дальше не развивает. Во второй, третьей и других строфах говорится все о том же: к нам идет весна. Мысль не обогащается, не развивается. Кстати, нужно отметить, что эти строфы значительно слабее, чем первая. Происходит это из-за того, что автор подчас игнорирует точное значение слова. В. Рудич употребляет, например, сочетание "хозяйской нежною рукою" ("хозяйской нежною рукою раскрывает на деревьях почки"). Но ведь с представлением о "хозяйской" руке связано представление о чем-то уверенном, даже властном, эти определения ("хозяйской, нежною") отрицают друг друга. Так же необоснованно возникает образ весны-мотылька ("В дверь впорхнула в виде мотылька"). Мотылек — это что-то воздушное, легкое, маленькое; мотылек, действительно, может "вспорхнуть". А весна не "войдет в двери", если их "не распахнуть шире". Образ весны вызывает в памяти картины обновления природы, жизни. Недаром лейтенант В. Костко в стихотворении "Шаги будущего" сравнивает с весной коммунизм: "Он, подобный радостной весне…".
Очень часто неплохое стихотворение обесценивается, если автор не может найти то единственно подходящее слово, которое, как мы видели в стихотворении В. Рудича, должно сделать образ художественно законченным, ясным и выразительным. Для того, чтобы конкретнее раскрыть эту мысль, процитируем стихотворение младшего лейтенанта Г. Попова "Погибшему другу".
     О наградах не мысля
     И не ради похвал,
     Ты на подступах к Висле,
     Пошатнувшись, упал.
     Друг, твой путь к переправе
     И последний твой бой —
     Это подвиг и право
     Быть посмертно судьей
     Дел моих ежечасных,
     Чтоб, пока я живой,
     Дня не тратил напрасно,
     Хлеб не ел даровой.
     Вдаль идти мне упрямо,
     Тишь окрест иль гроза,
     Чтоб смотреть тебе прямо,
     Друг погибший, в глаза!
Идейное содержание стихотворения глубоко: погибший смертью храбрых друг — это совесть автора; по короткой, но славной жизни друга проверяет он свои дела, оценивает их. Мысль сильная. И она была бы еще сильней, если бы Г. Попов не оставил, словно недописанными, некоторые строчки. Автор стихотворения сразу вводит нас в действие ("Ты на подступах к Висле, пошатнувшись, упал"), но разве нашел Г. Попов точные слова, чтобы рассказать о подвиге друга? "Пошатнувшись, упал" — вот что осталось от картины, увиденной автором (мы не ставим вопроса о документальной основе стихотворения). Но ведь это не описание подвига как такового, это лишь развязка, и поэтому читателю неясно, что же именно героического совершил друг автора.
О чем же дальше хочет поведать нам Г. Попов? Он клянется, что пройдет через любые испытания, не отступит ни перед какими трудностями, чтобы всегда быть верным той правде, во имя которой погиб друг. Но, к сожалению, эта глубокая иысль не нашла такого же глубокого и ясного образного воплощения.
Короче говоря, мысль хорошая, а слов для нее нужных не нашлось. Подобные недостатки мы находим и в стихотворении рядового Г. Васильева. Заключительная строфа звучит так:
     Чтоб мир сберечь,
     Чтоб сохранить
                               сияние весны,
     Мы силы войск своих
                                          крепить
Должны!
        Должны!
                 Должны!
Стихотворение рассказывает о том, как воин понимает свой долг перед Родиной; оно призывает личный состав повышать боевое мастерство. Однако стихотворение маловыразительно, поскольку словарь автора беден: так, три раза обращается он к слову "должны". Надо сказать, у многих военкоров часто не хватает еще слов, чтобы выразить глубокую, правильную мысль.
В заключение поговорим о художественном образе, его значениии в произведении. На всегда волнующую тему родины и долга ее защитника написано стихотворение А. Пронина "Вот для чего я солдат" (приводим половину стихотворения):
     Чтоб ранние зори
     Над степью алели,
     Чтоб вечно шумели
     Акаций аллеи,
     Чтоб в пенистых яблонях
     Прятался май,
     Мирно трудиться
     Чтоб мог мой Алтай, —
     Стою я на страже
     С стальным автоматом
     Присяге и Родине
     Верным солдатом.
Тема стихотворения, безусловно, серьезная, ответственная — недаром она привлекает многих наших военкоров. Нельзя сказать, чтобы автор с ней совсем не справился. В стихотворении есть удачные строчки, найден нужный ритм. Своеобразное построение фразы (с несколькими однотипными придаточными) усиливает мысль, дает ей большой разбег. Однако не все в стихотворении равноценно. Автор не нашел, не сумел подметить в жизни таких красок, деталей, с помощью которых он бы выпукло нарисовал знакомый нам образ родины, обновил бы его за счет свежести и своеобразия своего восприятия. "Ранние зори", "Степи", "Акаций аллеи" воспринимаются как образы, пришедшие из книг, а не из жизни. Они встречались нам в других стихах — только там они были самобытнее. Возьмем, к примеру, две строфы из стихотворения Н. Рыленкова "Моя Россия":
     Какой простор — ни края,
                                                  ни границы,
     Свет синий, синий.
     Как мне своей Отчизной
                                                не гордиться,
     Своей Россией!
………………………………..
     А над тобой заря почти в полнеба
     Течет в овражки.
     В груди смешался теплый запах хлеба
     И дух ромашки.
Здесь ощущение простора, необъятности Родины ("свет синий, синий", "заря в полнеба течет в овражки"); картины ее полей, лугов, словно оживают перед нами ("теплый запах хлеба и дух ромашки"). Как видите, тов. Пронин, в стихотворении
Н. Рыленкова та же "заря", что и у вас, те же поля (или "степи" — в данном случае здесь нет принципиальной разницы), но все эти образы у поэта Рыленкова свежее, точнее и объемнее, а потому обладают большей эмоциональной силой.
Наконец, некоторые признаки, приметы Родины в стихотворении А. Пронина чисто случайны. "Аллеи акаций" не определяют всей России, а тем более Алтая, о котором, как о родном крае, ведет речь автор. Алтай — это прежде всего поднятая целина, это новые стройки. А об этом как раз нет ни слова в стихотворении. Следует отметить и недоработки в языке стихотворения.
Итак, нашим военкорам нужно еще много работать над собой, учиться, ибо мастерство и непрестанная учеба — взаимосвязанные понятия. Большую помощь пишущим стихи может оказать книга М. Исаковского "О поэтическом мастерстве", выпущенная издательством "Советский писатель" и его статья в "Литературной газете" от 4 июля 1959 г. "Об этом надо сказать решительно и прямо". Полезен для военкоров и сборник статей и выступлений "О писательском труде" (Москва, Советский писатель, 1955 год).
М. Перес".
("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1959, № 180 (2 августа), с. 3).

Комментариев нет: