пятница, 9 августа 2024 г.

"Ещё сказанья наши впереди…"

"… Мы юных лет и строек новосёлы.
И мы пройдём великие пути —
Нас учит жизни школа комсомола".
 

35 лет назад не спасали советские теплоходы от задержек отправления русоголовость и комсомольский активизм:
"Захотел бармен остаться за границей
Правдивая история, приключившаяся с нашим соотечественником в Португалии
Если посмотреть со стороны на Валерия А. (фамилию и адрес по соображениям деликатности решили не называть.— Ред.), то сразу увидишь: природа его ничем не обделила. Высок, статен, русоголов. Похож на боксера чуть выше средневесовой категории. Да и на жизнь жаловаться не приходилось. У всех на виду, работал барменом, считался комсомольским активистом. У него нормальная семья, ребенок, в доме достаток. Но вот однажды...
Случилось это 22 июня. Спустилась в Лиссабоне по трапу советского теплохода группа наших молодых туристов, путешествующих по линии "Спутника". Вернулись ребята вечером и недосчитались одного человека. Задержали отправление судна, полагая, что парень мог заблудиться в незнакомом городе.
Потом продолжили путешествие без него.
Поиски в городе ни к чему не привели. Местная полиция также не пролила свет на судьбу советского туриста. После этого последовал запрос в португальский МИД, но и там не дали удовлетворительного ответа. Наконец, заведующий консульским отделом посольства СССР в Португалии обратился за помощью к заместителю директора службы по делам иностранцев и пограничным вопросам министерства внутренней администрации Португалии. Все тщетно. Между тем, как потом выяснилось, это ведомство должно было бы знать, что разыскиваемый советский гражданин находился на португальской земле. Могли бы "не наводить тень на плетень" и дать ответ, успокаивающий посольских работников, представителей Минморфлота СССР и семью, близких и сослуживцев исчезнувшего парня. К такому сотрудничеству обязывают не только двусторонние отношения между нашими странами, но и международные правила.
К счастью, он сам объявился, но только 4 августа. Дрожа, запинаясь, А. рассказал, что произошло. В городе он разыскал американское посольство и попросил отправить его в США. Там с ним вежливо поговорили, выяснили, что никаких политических мотивов у просителя не просматривается и что интереса для служб США его персона не и представляет, поскольку сам и его близкие родственники не располагают никакой заслуживающей внимания информацией. Кроме разве что секретов приготовления напитков и прочего ассортимента общепита. Посему вместо авиабилета в Нью-Йорк он получил "путевку", как ему объяснили, в  представительство ООН по делам беженцев. И оказался он неизвестно где, под Лиссабоном. Здесь А. "загорал" почти полтора месяца, пока ждал решения своей судьбы. Но так и не дождался, махнул рукой и вернулся на электричке обратно в столицу. Здесь уже разыскивал советское посольство.
— Виноват, наслушался "голосов", решил отправиться в Америку по глупости...
— Так уж и по глупости?
— Была, конечно, причина. Не мог купить машину. Говорят: жди своей очереди. На телефон тоже очередь. Надоело...
Вот и все мотивы. А еще он спрашивал, что теперь с ним будет. В посольстве ему ответили, что могут, вероятно, уволить с работы за прогул: ведь прохлаждался на чужбине он более положенного законом срока отпуска. Посадили его в самолет с обязательством вернуть стоимость билета по прибытии на Родину. На этом и закончилось заграничное путешествие бармена.
Л. Костанян,
соб. корр. "Известий".
Лиссабон".
("Известия", 1989, № 223 (10 августа, московский вечерний выпуск), с. 5)
.

Комментариев нет: