пятница, 2 августа 2024 г.

"Когда в подлецы вербовать нас хотели..."

"... Когда нам о хлебе кричали с оврага,
Когда патефоны о женщинах пели,
Партийцы шептали: "Ни шагу, ни шагу..."


35 лет назад значительно снизил планку личного потребления товаров и услуг бывший якобы атташе советского посольства в Бонне Владимир Семенов:
"Балласт прошлого
Как американские спецслужбы пытались завербовать советского дипломата
Прошедшие недавно в Бонне советско-западногерманские переговоры на высшем уровне открыли новые перспективы в отношениях между двумя странами. Но такое развитие событий по душе отнюдь не всем. Особенно усердствуют те, кто опасается далеко идущих последствий нормализации отношений между Востоком и Западом. И появляются статьи о "коварных русских", и звучат в эфире предостережения "не доверять Советам".
Вот и недавно западногерманскими средствами массовой информации были распространены очередные "разоблачающие" сведения. Поводом послужил вынужденный отъезд на Родину в начале этого года атташе советского посольства в Бонне Владимира Семенова. Политический отдел МИД ФРГ посчитал нежелательным дальнейшее пребывание советского дипломата в стране. Основания? Никаких. Туманный намек на некое "ведомство", якобы  располагающее какими-то данными о занятиях В. Семенова "шпионской деятельностью".
Разрешать или запрещать представителям зарубежных стран работать на своей территории— суверенное право каждого государства. Известны и случаи, когда их деятельность выходила за рамки функциональных обязанностей. Что же случилось с Семеновым?
Об этом он рассказал сам. В течение двух с лишним лет пребывания в ФРГ в качестве атташе советского посольства к нему ни разу не было никаких претензий или замечаний от западногерманских властей, в круг его служебных задач входило и поддержание официальных контактов с представителями правительственных учреждений, парламентских комитетов, политических партий и организаций, средств массовой информации. С тем, что такие функции вполне естественны для дипломата, соглашаются и авторы упомянутых сообщений. Да и трудно представить себе западногерманского или, например, американского дипломата, который ограничивался бы общением лишь со своей женой и коллегами по работе. Не был исключением и Семенов. И тем не менее...
Среди его знакомых был главный редактор журнала "Ойропеише веркунде" Вольфрам фон Равен. Встречались, обменивались мнениями по актуальным международным проблемам, впечатлениями о жизни в обеих странах. Западногерманский журналист нередко приглашал советского дипломата к себе домой.
И на этот раз, в июне прошлого года, получив очередное приглашение В. Равена, Владимир приехал к нему. Хозяин встретил его у ворот как долгожданного гостя. По пути к дому, как бы между прочим, заметил, что у него сейчас находится "один американский друг", который жаждет побеседовать с советским дипломатом.
Проводив гостя в комнату, В. Равен "деликатно" исчез. Семенова встретил высокий мужчина лет 60, безукоризненно одетый, со спортивно-военной выправкой. Представился просто —Боб. А после нескольких общих фраз, содержащих неприкрытый интерес к личности советского гражданина, с прямотой римлянина заявил: "Я высокопоставленный офицер американских спецслужб". И чтобы окончательно снять всякие сомнения в истинной цели беседы, с ходу предложил сотрудничество с его ведомством. Предложение было подкреплено угрозой: "будешь артачиться — неприятные последствия гарантированы". О деятельности Семенова, мол, "известно все". Трудно сказать, на что рассчитывал новый "знакомый". Не сумев предъявить ни одного факта "преступной деятельности", снова пригрозил, что передаст все "материалы" западногерманским коллегам, а уж те "выдворят упрямца из страны".
Все же деловые люди американцы. Ухватистые. Сказано — сделано. Семенов отказался предать Родину, а МИД ФРГ несколько месяцев спустя предложил ему покинуть страну. Эти месяцы, очевидно, понадобились американцам для нажима на своих западногерманских коллег. "Аргументы" явно были те же, то есть никаких. На официальное представление советской стороны, сразу же после инцидента, сотрудники МИД ФРГ не смогли дать сколь-либо вразумительного ответа или предъявить какие-то обвинения. Так что до сих пор неизвестно, что же "предосудительного" сделал советский дипломат. Молчит об этом, естественно, и местная пресса. Уж она-то не упустила бы "шанс".
Здесь можно было бы и поставить точку. Но возникает ряд вопросов. Не будем доискиваться, кому служит и на кого работает господин Равен. Важнее другая сторона дела — кто же все-таки хозяин в собственном доме? Западногерманские власти или их старший партнер по НАТО? Над этим все чаще задумываются и сами немцы.
А что касается американских спецслужб, то в ФРГ они чувствуют себя, очевидно, как дома. Свидетельством тому служит и разразившийся не так давно в Бонне скандал. Стали известны факты слежки, подслушивания и ведения досье американцами на граждан ФРГ. Даже члены парламента и те оказались "под колпаком". На этот раз замять дело не удалось. Парламентарии потребовали расследования. Депутат от СДПГ Герхард Хайман заявил: "Речь идет не только об антиконституционной практике. Встает вопрос о суверенитете и равноправии ФРГ в западном союзе".
В таких случаях, чтобы отвлечь внимание, на Западе всегда прибегали к испытанному средству: "советская угроза", "советское превосходство", "советские шпионы"...
Отказаться от балласта старого мышления нелегко. Но сделать это необходимо в интересах мира и добрососедства.
В. Сторожук".
("Известия", 1989, № 216 (3 августа, московский вечерний выпуск), с. 5).

Комментариев нет: