четверг, 23 мая 2024 г.

"Нам путь освещает наука..."

"... К намеченной цели ведя.
И нашего счастья порука
Орлиная зоркость вождя".
 

75 лет назад с партийной страстностью разоблачали советский деятель Константин Симонов и коллектив Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького враждебную народу сущность космополитизма и раболепия, низкопоклонства некоторых ученых перед капиталистической лженаукой:
"Патриотический спектакль
Пьеса К. Симонова "Чужая тень" в Ленинградском театре им. Горького
В Ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького состоялась премьера пьесы К. Симонова "Чужая тень". Произведения К. Симонова прочно вошли в репертуар этого театра. Коллектив театра осуществил постановку спектаклей: "Парень из нашего города", "Русские люди", "Так и  будет", "Русский вопрос".
Новый спектакль "Чужая тень"—крупное творческое достижение драматурга и театрального коллектива.
События, изображенные в пьесе, происходят в научно-исследовательском институте одного из больших университетских городов нашей страны. Институт, руководимый директором Трубниковым, производит опыты по изготовлению нового препарата, позволяющего обеспечить успех в борьбе с болезнетворными микробами. Советские ученые стоят накануне великого открытия. Секретарь партийной организации Рыжов, молодой ученый — советский патриот, идя на большой риск ради победы отечественной науки, решает первым на себе испытать
действие нового препарата Для этого он заражает себя чумой и прививает себе новооткрытую сыворотку. Зритель спектакля имеете со всем коллективом работников института захвачен развитием событий, переживает тревогу за судьбу Рыжова, с волнением ожидает результатов опыта, успех которого откроет огромные перспективы для развития науки.
За работой института пристально следит американская, разведка, стремящаяся воспользоваться новым открытием для грязных, человеконенавистнических целей. Она прибегает к услугам завербованного ею профессора Окунева — человека морально опустошенного, низкого, лишенного патриотизма, чувства национального достоинства, провокатора и предателя.
Окунев, сыграв на давнем своей знакомстве с Трубниковым, использовав его политическую незрелость, эгоистическую жажду личной славы и раболепие перед буржуазными учеными, сумел получить от него материалы, раскрывающие первую часть открытия — технологию усиления заразности микробов. Именно эта сторона открытия и интересовала американских разведчиков.
Сотрудники института и все окружающие Трубникова — его сестра Ольга Александровна, лаборант Саватеев, профессор Иванов, муж Ольги Александровны инженер Макеев, дочь Трубникова Лена, недавно вернувшаяся в институт из Советской Армии, и другие глубоко возмущены и встревожены поступком директора института. Истинные патриоты советской страны, они не хотят отдавать в чужие руки результаты многолетнего напряженного труда коллектива советских ученых. Они стремятся предотвратить тяжелые последствия передачи рукописи Окуневу, раскрыть глаза Трубникову на то, что его поступок является аптипатриотическим, преступным. Они требуют возвращения рукописи.
Андрей Ильич Макеев говорит Трубникову о том, что космополитическая болтовня о "единой" мировой науке прикрывает собой желание американских империалистов использовать результаты научного и технического творчества ученых разных стран для борьбы против свободы и независимости народов.
Макеев гневно и страстно осуждает низкопоклонство перед заграницей, тщеславие и мелкое желание Трубникова прославиться напечатанием своей рукописи в Америке и оценивает это желание, как проявление жалкого пресмыкательства перед буржуазной наукой, как забвение интересов социалистической Родины, советского народа.
В ответ па попытку Трубникова оправдаться ссылкой на то, что он передал только первую часть рукописи —технологию усиления заразности микробов —и не дал дальнейшего — технологии ослабляемости их для прививок, — Макеев говорит:
— Дальнейшего? А им и не нужно дальнейшего. Им вполне достаточно того, что вы им даете. Вы уткнулись в вашу проблему и вообразили, что ко всем миро все только и думают, что о спасении человечества от болезней. А там, в их мире, о спасении людей думают в десятую, в сотую очередь, а в первую очередь думают об уничтожении. Об уничтожении нас. Им не нужны ваши прививки. А если и нужны, то не для спасения человечества, а для выколачивания из него денег, что они и сделали бы с вашими прививками, попади они им в руки.
Подарить ваше открытие этим торгашам— уже преступлении перед государством. Как вы не понимаете? Но вы решились сделать вещь во сто раз худшую: ваш метод приготовлении чудовищно заразных микробов, который для вас только теоретическая ступень, для них будет их военной практикой! Слепой вы человек!
В результате решительного вмешательства большевика Макеева Окунев разоблачен как шпион. Накануне ареста он, не успев передать рукопись своим американским хозяевам, кончает жизнь самоубийством. Так бесславно сходит со сцепы этот омерзительный предатель, тень чужого, враждебного народу, человеконенавистнического мира.
Трубников понял свое страшную ошибку и потрясен ею. Он хочет покинуть институт и предстать перед советским судом. Он называет свой поступок предательством и говорит:
— Такому человеку, как я, нужно сказать: "Вон отсюда! Уйди и больше никогда не возвращайся".
Вернувшись из Москвы, Макеев рассказывает Трубникову о своем разговоре с министром здравоохранения, который через него, Макеева, от имени советского правительства передал, что Трубникову предоставлена возможность честной работой искупить свою вину перед Родиной. Это сообщение воскрешает Трубникова. Он готов оправдать высокое доверие правительства честным, самоотверженным трудом.
Глубоко идейная пьеса К. Симонова проникнута любовью в советской Родине, ненавистью к ее врагам. Красной нитью проходит через произведение  драматурга мысль о безграничных возможностях развития науки в советском обществе, о всемирно-исторических достижениях отечественной науки, направленной на дальнейшее улучшение условий жизни народа. С партийной страстностью разоблачает автор реакционность буржуазной идеологии, враждебную народу сущность космополитизма и раболепия, низкопоклонства некоторых ученых перед капиталистической лженаукой.
Творческий коллектив Большого драматического театра имени М. Горького в постановке спектакля "Чужая тень" проявил зрелое художественное мастерство, сумел правдиво раскрыть замечательные особенности советского общества, зорко оберегающего наших граждан от ложных и губительных шагов, помогающего человеку выйти на верную дорогу, понять свои ошибки, признать и исправить их.
Постановщик спектакля З. Аграненко дал верную и яркую трактовку благородных образов советских людей, вдохновенных творцов науки, строителей коммунизма.
Надо отметить отличную слаженность актерского ансамбля, сыгранность всех исполнителей. Это помогло творческому коллективу, работавшему над созданием спектакля, успешно разрешить сложную идейно-художественную задачу, которую ставила перед ними работа над постановкой пьесы, поднимаюшей проблемы большого общественного значения.
Роль Трубникова исполняет В. Софронов. Он создал образ ученого, горячо любящего науку, проявляющего настойчивость в достижении поставленных перед собой научных целей, но политически ограниченного, не поднявшегося до уровня государственного деятеля, не умеющего связать науку с политикой и несущего на себе груз буржуазно-обывательских предрассудков, ложных представлений о "надклассовой" науке. Трубников ставил собственное "я" выше интересов коллектива, был человеком политически незрелым, готовым ради ложно понимаемой личной сливы забыть о приоритете советской науки. Убедительно показан актером и тот перелом, который произошел в сознании Трубникова под воздействием коллектива окружающих его советских людей.
Превосходно исполняет роль инженера-строителя Макеева В. Полицеймако. Он создал глубокий, цельный образ большевика— человека партийно принципиального, волевого, решительного, полного оптимизма, настоящего героя нашего времени. Образ Макеева в исполнении В. Полицеймако властно привлекает к себе внимание зрителя, вызывает к собе  большое доверие и уважение. Макеев —достойный члеи великой большевистской партии.
Тепло и правдиво исполнил роль Иванова А. Жуков. Зритель видит прекрасный образ русского ученого, чуткого и отзывчивого товарища, принципиального во всем — в большом и малом. В спорах с директором института, в беседах с товарищами по работе Иванов в исполнении Жукова проявляет себя как человек, внутренне собранный, безупречно правдивый. Мастерство актера дало ему возможность создать замечательный образ советского ученого-патриота, борца за прогресс и приоритет отечественной науки, самой передовой в мире.
Роль Ольги Александровны Трубниковой играет О. Казико. В ее исполнении образ советской женщины-ученого, при всей внешней сдержанности и даже мягкости изображенного актрисой характера, приобретает большую внутреннюю силу.
Обаятельные и благородные образы советских женщин, тружениц и матерей, создали Е. Никитина в роли Саватеевой и А. Никритина в роли Галины Петровны Окуневой.
Хочется особенно отметить игру молодой актрисы Н. Ольхиной в роли Лены Трубниковой, представителя младшего поколения ученых, воспитанного комсомолом, партией, советским государством. Получив в Советской Армии боевую закалку, приобретя большой опыт в своей практической деятельности врача, Елена Трубникова возвращается в родной институт и с головой уходит в работу. Актриса создала образ молодой советской патриотки, которая находит свое настоящее место прежде всего там, где трудно, там, где есть опасность, там, где она может бить наиболее полезной для Родины.
Убеждают жизненная правда и хорошая простота исполнения В. Чайниковым роли Саватеева.
На долю актера Г. Семенова выпала сложная задача исполнить роль Окунева— шпиона, врага, тонко и хитро замаскировавшегося. Актер хорошо справился со своей задачей.
Пьеса К. Симонова "Чужая тень" —новый серьезный вклад в советскую драматургию. Большой драматический театр имени М. Горького, поставив эту пьесу, создал партийный, патриотический спектакль, живые, правдивые сценические образы советских людей. Спектакль помогает воспитанию в наших людях животворного советского патриотизма.
В. Вельмицкий".
("Правда", 1949, № 143 (23 мая), с. 3)
.

Комментариев нет: