понедельник, 22 февраля 2021 г.

"Ракеты, ракеты, ракеты, ракеты, любой вам доступен простор..."


"… В любом уголке неоглядной планеты
Налетчик получит отпор!"


50 лет назад в СССР возрастала доля применения духовных сил на любом участке жизни:
"Жизнь Советских Вооруженных Сил
Наследники
Машина несется по городу в мерцании зыбких огней, сквозь праздник вечерних улиц. Кружение снега на остановке автобуса, мелькают подъезды домов. Обыкновенные поздние сумерки.
Но вот дымный город, и трубы с красными пунктирами, и в полнеба зарево, и легкое возбуждение от всего этого, тысячу раз виденного и пережитого, отстало от машины, скрылось за снегами и хребтами. По обочине торопятся редкие лыжники.
Машина свернула с большака в сторону. Мы проскочили знак "проезд запрещен", долго еще петляли по неведомым дорогам и продвигались вперед, пока фары не уткнулись в металлические ворота — внезапные, как окрик в лесу.
Перед машиной стоял часовой с карабином.
За оградой начиналась жизнь, о которой вряд ли подозревает оставленный нами город, да и я о ней почти ничего не знал и ни за что бы, наверное, не прошел через эти ворота, если бы не задание редакции написать о ракетчиках, охраняющих небо над городом.
Утренний лес и тих и торжествен, словно пристроился в затылок солдатам, сомкнувшим ряды на плацу. Опустела казарма.
А на снегу, вблизи ракетной позиции, командир подразделения офицер И. Тростянский приказывает:
— На боевое дежурство по защите воздушных рубежей нашей Родины заступить!
Идет учебная тревога.
Все пришло в движение: антенны локаторов прощупывают дальние высоты, офицеры и солдаты занимают места у пультов управления, электронных приборов, пусковых установок. Уже урчат моторы тягачей, выводят мелодию дизели. И вот повсюду возникли серебряные корпуса ракет на стрелах.
— К бою! Заряжай!
Идет учебная тревога — расчету старшего сержанта Алексея Скрементова  предстояло действовать в условиях атомного нападения "противника". В защитных костюмах и сапогах, натянув на голову противогазы, солдаты бежали за тягачом с ракетой к пусковой установке, заряжали ее, бегом отходили в укрытие, и снова к установке, еще одну ракету готовили к пуску, и опять бегом в укрытие, готовые к очередному прыжку на снег... четыре раза повторялась эта тяжелая работа, выполняемая с таким автоматизмом, что со стороны это казалось быстрым прокручиванием одних и тех же кинокадров.
Командир подразделения Тростянский разжал ладонь и взглянул на секундомер: расчет Алексея Скрементова на полторы минуты опередил нормативное время. Всего на полторы минуты, подумалось мне, отчего же так сияет офицер и поздравляет ребят, и сами ребята с мокрыми лицами обнимают друг друга? Но те, кто сведущ в тайнах боя и в скорострельности пусков, и в жесткости уставных нормативов, мне пояснили, что это — высокое достижение. Оно стало возможным потому, что солдаты овладели не только одними навыками, но и теорией, основами сложной профессии. Они постигали схемы электроники, у с тройство новейших приборов. В подразделении — 65 процентов солдат с высшим и средним образованием. Математики, физики, историки — кого только нет! При отборе учитывались сообразительность каждого, быстрота реакции, объем внимания и памяти.
— Мы же войска особой государственной важности,— говорят офицеры.
Могли бы и не пояснять: так очевидна подтянутость, собранность, стремительная готовность солдат. Для них любая тревога — боевая. Ведь в наше время расстояние — не километры, а только минуты . И эта тренированная немешкотность, как в старину говаривали наши предки, эта способность мгновенно изготовиться к бою воспитана в солдатах 1971 года.
А когда я увидел, как ходит Алексей Скрементов на лыжах — он перворазрядник и уже выполняет норму мастера спорта,— да узнал, что каждый солдат в его расчете: кто штангист, кто бегун, кто прыгун, да еще выяснил, что 85 процентов ракетчиков подразделения имеют спортивные разряды и многие укладываются в нормы мастеров, то стал понимать мамашу, которая, встретив после службы сына, писала командиру этой части: "И второй у меня хлюпик, сделайте из него тоже человека...".
Нелегко достались эти полторы минуты Алексею Скрементову и его солдатам. За это достижение командование предоставило сержанту и солдату из его расчета — Николаю Вольных десятидневный отпуск для поездки к родным.
Алексей Скрементов, рассказывали мне, из брянской лесной стороны, где партизанил дед и воевал отец, и сам он после техникума осушал луга и пастбища, и делал свою работу с тою основательностью, что сызмальства присуща парню из крестьянской трудовой семьи.
Мы пошли с Алексеем в сторонку от плаца, и я все всматривался в его удивительное лицо: чистые русские черты да еще большие синие глаза. Мне казалось, что сейчас расступится лесная глухомань, встанут башни древней Руси и добры молодцы подведут за уздцы коня моему Алеше Поповичу...
— Нравится вам служба, Алеша? —спросил я.
— Знаете, тут впервые я почувствовал себя настоящим мужчиной, надо отвечать за себя и за людей.
— Дружный у вас расчет?
— Ракета ведь оружие коллективное, от каждого зависит конечный результат.
— Но, наверное, не только этим объясняется ваше товарищество?
— Не только, но именно это связывает взаимной ответственностью.
Он говорит твердо и смотрит прямо в глаза, и эта его решительность тоже характерна для солдата наших дней: умом и всем своим нутром он чувствует себя в ответе не только за собственные действия и за успех батареи, но и за судьбы страны. Понимание соучастия в событиях огромного масштаба непроизвольно проступает в том, как держится, как движется, как разговаривает солдат.
Мне потом рассказывали: Алексей Скрементов владеет в совершенстве двумя воинскими специальностями, а к XXIV съезду партии он обязался освоить третью. Солдаты подразделения настолько изучили военную технику , что они вместе с офицерами в какой-то степени принимают участие в совершенствовании оружия. Будь они "на гражданке", рабочими у станка, их бы величали новаторами,  рационализаторами, умельцами, к ним бы приходили социологи изучать опыт сочетания умственного и физического труда, здесь их называют классными специалистами.
Однажды ракетчики встречались со своими шефами, и те, желая сделать воинам приятное, пообещали прислать им телевизор. Солдаты рассмеялись:
— Телевизор мы сами собрать можем, вы нам лучше книг...
Не так давно подразделение выезжало на боевые стрельбы. Все были взволнованы и напряжены, хотя и старались не показывать вида. Это было испытание боевой выучки, моральных качеств, методики обучения солдат. И вот локаторщики поймали невидимую глазу воздушную цель, включилась система наведения, стреляющий нажал на кнопку. Задрожала земля, загудела и запылила, рванулось пламя, и ракета устремилась в небо и скоро превратилась в светящуюся точку.
На экранах было видно, как высоко в небе ракета настигла цель. Представители командования, офицеры других частей поздравляли дивизион с "круглой пятеркой".
— Это же сибиряки,— говорили на полигоне,— у них есть опыт, да еще какой! В мае 1960 года ракетный расчет под командованием сибиряка со станции Зима Александра Федорова сбил американский разведывательный самолет У-2. Сейчас Федоров водит тяжеловесные поезда на Транссибирской магистрали, и, как старшина запаса, поддерживает связь с боевыми товарищами. Переписка воинов, ушедших в запас, со своими подразделениями тоже примечательна. Она как эстафета передает опыт старших молодым. Письменная связь с предшественниками делает их причастными ко многим судьбам. И офицеры дивизиона, как только выдастся свободный час, пишут письма семьям своих солдат и от них получают весточки. При этом разговор идет не ради вежливости, хотя похвалить солдата — известная радость для близких, а то и для всего села. Мне показывали письма неожиданного свойства: отец или мать, а то и оба на одном листке сообщают офицерам, как рос в семье их сын, его привычки и наклонности. Это офицерам важно знать, потому что современная военная педагогика строится на понимании психологии каждого солдата, на уважении к личности. Это естественно  и необходимо. В наше время доля применения духовных сил на любом участке жизни возрастает.
— Новое оружие усиливает требования к личности,— сказал мне лейтенант Владимир Кудренко.
Их в дивизионе двое, лейтенантов Кудренко, родных братьев не только по крови, но и по духу: оба, как говорят здесь, работяги, комсомольские активисты, перворазрядники по троеборью, любимцы солдат. Владимиру— двадцать один, Виктору — двадцать четыре. Живут они в одном деревянном домике, через стенку. Их юные жены, заводилы художественной самодеятельности, добрые друзья солдат.
Большинство офицеров — недавние выпускники училищ и академий. Современная молодежь во всех достойных смыслах этого понятия. Но есть и ветераны прошлой войны, отважные артиллеристы и зенитчики. Командир подразделения Иван Архипович Тростянский пошел на фронт семнадцати лет, попал в зенитную часть, оборонявшую Дорогу жизни на Ладоге. И надо же случиться такому совпадению, что в осажденном Ленинграде в ту блокадную пору скитался тринадцатилетний сын полковника авиации, участника воздушных боев — худющий, голодный мальчишка по имени Вася. Он попал в Суворовское училище, стал одним из первых офицеров-ракетчиков, и теперь офицер Тростянский служит с Васей в одних войсках: Василий Степанович Высовень — боевой командир.
Огромное зимнее солнце уходило за хребет, обещая солдатам передышку. Отдохни, посиди с гитарой, напиши письмецо, побудь наедине с собой. Эти часы ракетчики любят проводить в ленинской комнате: для нее отвели помещение казармы. Здесь —под руками книги, фотоальбомы, повествующие об индустриальной Сибири, которую они охраняют, боевая история родной воинской части. Самые деятельные активисты и выдумщики избраны в совет ленинской комнаты — лейтенант Владимир Шидловский, старший сержант Виктор Мартынов, сержант Николай Бацманов, ефрейтор Николай Емельянов и рядовой Владимир Оборин. Их усилиями проводятся обсуждения новых фильмов и книг, обмен опытом работы на боевой технике. Сама комната столь уютна, что ее не хочется покидать. Наверное, потому и вручен ей вымпел Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Оформлял ее Виктор Мартынов, парень из подмосковного городка. До службы он работал инспектором районного отдела культуры исполкома Совета депутате в трудящихся. Солдат увлекается живописью — один его рисунок недавно получил премию на конкурсе военной газеты. А еще он пишет очерки о солдатах (писал и
о своем друге Алексее Скрементове). В свободные чары Мартынов изучает иностранный язык, занимается географией, экономикой, обществоведением.
А мы сидим с ним в ленинской комнате. Отсюда видна тайга и слышно, как поскрипывают плененные морозом деревья, беседуем о Толстом, о Блоке, о Межелайтисе и Красаускасе. Он говорит, что любимая его книга — шекспировский "Гамлет".
...На снегу, в центре стартовой позиции, выстроились и замерли солдаты, затих и приумолк лес, только слышно, как выдыхаемый солдатами воздух у самых губ обращается в хрустящие белые облачки, и тверд приказ командира, вытянувшего руки по швам:
— На боевое дежурство по защите воздушных рубежей нашей Родины заступить!
Издали солдаты кажутся на одно лицо, но мне-то теперь известна обманчивость этого впечатления: тут единение многих умных людей, разных судеб, несхожих индивидуальностей. Надев военную форму, они подчинили себя воинской дисциплине, чтобы спокойно жили, трудились, отдыхали укрытый за лесом Сибирский город и окрестные селения, и вся большая родимая земля.
Л. Шинкарев,
спец. корр. "Известий".
("Известия", 1971, № 45 (22 февраля, московский вечерний выпуск), с. 4).

Комментариев нет: