суббота, 30 мая 2015 г.

"Двадцать четвертую драму Шекспира пишет время бесстрастной рукой..."

"... Сами участники чумного пира,
Лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира
Будем читать над свинцовой рекой..." 

 

60 лет назад от победы к победе маршировала советская драматургия:
«Новые творческие победы советской драматургии.
... Пьесы, удостоенные Сталинских премий за 1949 год, отличаются ясной идейной целеустремленностью, органической связью с духовными потребностями советских людей, простотой и выразительностью реалистической формы.
Лучшие пьесы 1949 года разнообразны по содержанию. Они касаются и недавнего героического прошлого нашей страны и ее настоящего, насыщенного вдохновенным творческим трудом. Они раскрывают всю вредоносность растленной идеологии буржуазного космополитизма; они срывают маски с заокеанских душителей свободы и демократии, пытающихся раздуть пожар новой войны...
Пьесы К. Симонова «Чужая тень» и С. Михалкова «Илья Головин» переносят нас в кипучую созидательную атмосферу, в которой живет перендовая советская интеллигенция – ученые физиологи у Симонова и композиторы у Михалкова. Перед нами проходят типичные образы мастеров социалистической науки и искусства, партийных и непартийных большевиков, видящих смысл своей деятельности в борьбе за счастье народа.
В пьесах «Чужая тень» и «Илья Головин» оружие критики направлено против тех советских интеллигентов, которые оказались зараженными идеологией буржуазного космополитизма, подпали под влияние чуждых идей. В пьесе Симонова таким персонажем оказывается профессор Трубников. Трубников – носитель гнилых космополитических представлений о «вненациональной», мировой науке, якобы не знающей государственных границ. Он оказался жалкой игрушкой в руках международных авантюристов и шпионов, использующих в своих преступных целях его космополитические бредни.
Тень чуждых идейных представлений, павшая на Трубникова, почти приводит его к научной и гражданской смерти. Перед опасностью серьезной катастрофы стоит и герой пьесы С. Михалкова композитор Илья Головин. Яд реакционных космополитических идей проник в его сознание под видом будто бы весьма далеких от политики эстетических теорий, формалистических своей сущности. Эти теории, однако, полонили сознание Головина, оторвали его от народа, совлекли с реалистического пути. Начинавший некогда как художник народный, подлинно реалистический, Головин под разлагающим влиянием модных западно-европейских и американских образцов скатывается к неприкрытому эстетству, начинает создавать опусы, лишенные ясной идеи, нарочито усложненные по форме, дисгармоничные. Его творчество оскудевает, становится вымученным, фальшивым. Народ, высоко оценивший первые работы композитора, с негодованием отвергает его последние формалистические выкрутасы.
И Трубникова, и Головина от творческой гибели спасает честное, нелицеприятное слово большевистской критики. В «Илье Головине» и особенно в «Чужой тени» показаны обаятельные образы передовых советских людей – ученых, хозяйственников, военных, артистов, всем своим существом связанных с народом, с партией, с социалистическим государством. Симонов и Михалков показали через эти образы моральную красоту советского человека, раскрыли всепобеждающую силу коммунистических идей. Свет этих идей помогает Трубникову и Головину осознать свои заблуждения.
«Чужая тень» и «Илья Головин» - пьесы о несоизмеримом превосходстве советской идеологии и культуры над буржуазной, о морально-политическом единстве советского общества, о воспитательной силе принципа большевистской партийности...
... Пьеса Б. Лавренева «Голос Америки» срывает маски с империалистических разбойников за океаном. Вместе с тем она показывает те здоровые демократические силы, которые мужественно противостоят проискам империалистов. Гневная и острая пьеса Лавренева проникнута верой в силы американского народа, который не
допустит новых военных авантюр.
Конечно, не все безупречно в этих пьесах. Недостаточно разработан, например, у К. Симонова образ секретаря партийной организации института. Бледно в «Илье Головине» показана роль председателя Союза советских композиторов. Ходульно, неубедительно решен в «Голосе Америки» образ коммуниста Макдональда, который играет такую важную роль в развитии главного героя пьесы Кидда.
Все эти недостатки, однако, ни в какой мере не умаляют большого воспитательного значения названных пьес.
Идя по пути, указанному партией в ее исторических решениях по идеологическим вопросам, советская драматургия в 1950 году достигнет новых выдающихся успехов.
Е. Сурков».
("Советский Сахалин", 1950, № 125 (28, май), с. 3).

Комментариев нет: