вторник, 9 декабря 2014 г.

"И под звездами Балканскими вспоминаем неспроста..."

"... Ярославские, рязанские
Да смоленские места".


65 лет назад вскрылись страшные подробности саботажа в болгарской резиновой промышленности:
«Судебный процесс болгарского государственного преступника Трайчо Костова и его сообщников.
Утреннее заседание 9 декабря.
Допрос подсудимого Ивана Гевренова.
София, 9 декабря. (ТАСС). На сегодняшнем утреннем заседании Верховный суд Народной республики Болгарии, рассматривающий дело государственного преступника Трайчо Костова и его сообщников, приступил к допросу подсудимого Ивана Гевренова, бывшего директора объединения резиновой промышленности. Гевренов полностью признал себя виновным. Гевренов выходец из кулацкой семьи, крупный промышленник. Гевренов давно знаком с подсудимым Иваном Стефановым. Они оба сошлись на том, что им одинаково ненавистна пролетарская революция...
В июле 1946 года Стефанов сообщил Гевренову о существовании заговорщического центра и рассказал о его целях и задачах.
- Стефанов сообщил мне,- сказал Гевренов,- что вовлекает меня в заговор по указанию Трайчо Костова...
Далее Гевренов перешел к описанию своей вредительской деятельности в промышленности. Инструкции и указания в этом отношении он получал от Кирилла Славова. Такие же инструкции и указания от Славова получили Асланян из объединения шерстяной промышленности, Стоян Тевекелиев из объединения консервной промышленности и Димитр Стоянов из объединения деревообрабатывающей промышленности.
Гевренов признал, что вследствие его вредительской деятельности в резиновой промышленности фабрика «Бакиш» произвела на 850 тысяч пар обуви и 9 тысяч комплектов автопокрышек меньше плана. То же произошло на других резиновых фабриках.
Осенью 1947 года, по распоряжению Кирилла Славова, подсудимый Гевренов разослал специальные формуляры всем промышленным предприятиям, которые были заполнены подробными данными о местонахождении, мощности и производственном профиле всех предприятий. Эти данные Гевренов передал Славову, который в свою очередь передал их английской разведке.
После национализации промышленности, показал Гевренов, саботаж усилился. По директивам Петко Кунина, для того, чтобы дискредитировать национализацию, я, заявил Гевренов, закрыл некоторые рентабельные фабрики, а нерентабельные оставил. По моему распоряжению, продолжал подсудимый, производился демонтаж оборудования законсервированных фабрик и заводов.
Когда Трайчо Костов узнал об этой моей деятельности, сказал Гевренов, он выразил большое удовлетворение этим вредительством...
Прокурор Владимир Димчев: Что сказал вам Стефанов в связи с поведением Трайчо Костова на пленуме ЦК и заседаниях Политбюро, а также по поводу его нападок на Георгия Димитрова, которые привели к обострению заболевания Георгия Димитрова?
Подсудимый Иван Гевренов: Стефанов сказал: «Лучше бы он умер и тем избавил нам от необходимости его умертвить».
("Восточно-Сибирская правда", 1949, № 244 (13, декабрь), с. 4).

Комментариев нет: