"...В простой сероватой
шинели
Идет человек из
Кремля".
75 лет назад чем больше упрощали советские скульпторы композицию, тем точнее и лучше выпирал у них из той композиции прущий без затей вперед Гуталин:
«Образ вождя.
Скульптор С. Меркуров
Бывают такие
краткие, четкие, лаконичные определения, которые сразу освещают явление или
образ, как молния ночью в одно мгновенье освещает весь пейзаж, и человеку сразу
делается ясной местность, где он находится. Таким определением была для меня
концовка книги Анри Барбюса «Сталин»: «... И кто бы вы ни были, лучшее в вашей
судьбе находится в руках того другого человека, который тоже бодрствует за всех
и работает, - человека с головою ученого, с лицом рабочего, в одежде простого
солдата».
Прочитав эти
слова, я сразу представил себе во всей четкости (как мне казалось) образ, о
котором много думал. Мне стал ясен материал, который мог выразить свойства
этого образа.
Материал
этот был гранит: могучий, четкий, вечный и простой в своих формах.
В течение
нескольких лет я упорно работаю над образом Сталина. Каждая работа, каждый
бюст, каждая фигура служат новой ступенью, ведущей к совершенству образа вождя.
Первые опыты
были нерешительными. Многочисленные фотографии не только не помогали работе, но
зачастую в сбивали меня. Ни одна фотография не давала полного представления о
великом человеке.
С жадностью
я выслушивал рассказы людей, беседовавших со Сталиным, а в тех случаях, когда
имел возможность видеть товарища Сталина непосредственно, я старался ничего не
упустить, унести в своей памяти все, поразившее мой ум и сердце. Один раз мне
посчастливилось наблюдать товарища Сталина в течение двух долгих часов, не
только видеть, но и говорить с ним. Это было при осмотре юбилейной выставки,
посвященной 15 - летию РККА.
Все великое
просто. Это подтвердилось и здесь. В течение двух часов совместного пребывания
с Иосифом Виссарионовичем мне стало ясно: не надо усложнять образа. В своих
исканиях я шел до сих пор по неправильному пути.
Мне казалось
раньше, что я должен передать психологический образ во всей сложности, что все
величие в сложности этого образа. Сложность должна была сказаться во всем: в
обработке головы, во всей фигуре. Сталин рисовался мне идущим против ветра,
распахнутая шинель и отведенная назад рука.
Сейчас стало
ясно: никаких подробностей, никаких деталей. Главное и основное - простое
движение всей фигуры, все подчинено этому движению. Голова - колыбель мысли.
Простая шинель, скромный жест - рука, заложенная за борт шинели, - позволили
мне привлечь все внимание зрителя к голове и лицу вождя.
Во втором
варианте статуи я постарался освободиться от лишних деталей, успокоить всю
композицию. Статуя получилась более собранной, более монументальной. Этому
замыслу соответствует монумент, находящийся на Всесоюзной сельскохозяйственной
выставке.
В последней
статуе из полированного гранита, находящейся сейчас в мастерской, я упростил
композицию еще больше и произведение оказалось еще убедительнее.
Разумеется,
я знаю, что впереди еще большая работа.
Каждая эпоха
создавала свой любимый образ, свое представление об идеале человека. Иногда эта
работа шла в течение нескольких веков, да иначе и быть не могло. Мы только
пионеры в создании образов двух величайших людей современности - Ленина и
Сталина. Думаю, что поколения, идущие за нами, закончат наше дело. Только в
грядущем может быть создано произведение искусства, в полной мере воплощающее
образ величайшего вождя, который повел народ к коммунизму.
С помощью
гранита я старался передать людям будущего образ наиболее близкого, наиболее
любимого человека нашей эпохи. Если моя попытка удалась хотя бы частично, -
думаю, что я выполнил задачу своей жизни и как художник и как гражданин».
("Смена",
1939, № 12 (декабрь), с. 25).
Комментариев нет:
Отправить комментарий