среда, 19 июня 2024 г.

"Белую ночь над Прибалтикой утро сменило раннее..."

"... Снова зовут романтиков
К солнцу дороги дальние!"
 

45 лет назад трудно давались советским людям антигуманные проявлениями американской действительности:
"Театр
Прозрение
Спектакль в Ижевском республиканском русском драматическом театре имени В. Г. Короленко "Последняя просьба" А. Лауринчюкаса рассказывает о судьбе литовцев, которые по трагическим обстоятельствам, связанным с войной, оказались за пределами родной земли. Долгие годы нужды и лишений пришлось
пережить за океаном Юргису Стиклюсу, пока не удалось получить работу по своей специальности. Теперь он хирург — Джордж Стикер (П. Рекец), живущий в Нью-Йорке. Тридцать лет искала Джорджа оставшаяся в Литве его жена Марта (А. Максяткина), и наконец он встречает ее в нью-йоркском аэропорту...
На сцене — холл дома Стикера. Здесь собрались его друзья, поджидающие прибытия Марты и Джорджа. Это литовец Аллен (заслуженный артист РСФСР И. Смагин), вместе с Джорджем попавший в Америку; американцы — инженер Дэвид, создающий для Стикера медицинскую аппаратуру (В. Шур), и его жена Мери (О. Зайкова); владелец небольшой фирмы Фред (В. Рыжиков) со своей женой Сьюзен (Н. Степанова). "Америка, ты прекрасна" — словами этой песни приветствуют они хозяев дома.
С первых же дней Марте приходится столкнуться с такими антигуманными проявлениями американской действительности, которые она не приемлет всем своим существом. Цепью трагических потрясений обернется для нее открытие истинного лица "свободного мира", когда встанет так называемый вопрос о правах человека. На этом основан главный конфликт спектакля.
Все начинается с того, что Марта отказывается дать клеветническое интервью для радиостанции "Свободный мир" о нарушениях прав человека в Советском Союзе. Тотчас же на Стикеров обрушивается волна клеветы, угроз, шантажа...
Несомненной заслугой режиссера М. Богатыревой, исполнителей ролей в спектакле является то, что публицистическую страстность пьесы им удалось воплотить в живых образах героев, их размышлениях и поступках. Мы ощущаем всю мучительность атмосферы тревоги в доме Стикеров, осажденном пикетчиками, требующими расправы с "красным хирургом", понимаем драматизм положения Джорджа —интеллигентного, застенчивого в проявлении своих чувств, прилагающего все усилия, чтобы оградить Марту и друзей от надвигающейся катастрофы. И его бессилие что-либо противопоставить террору... Перед нами развертывается картина духовного краха друзей Джорджа, вынужденных отступиться от него ради собственного спасения.
С содроганием будет открывать для себя Марта все новые чудовищные черты враждебного человеку "свободного мира". Не в силах вынести эту атмосферу, она принимает смертельную дозу снотворного, обращаясь в записке к мужу с просьбой —похоронить ее на родной земле...
И снова Джордж в аэропорту встречается с женщиной. Но это уже Вильнюсский аэропорт, а женщина, похожая на Марту, —его дочь Ирена...
В. Новиков".
("Известия", 1979, № 142 (19 июня), с. 6).

Комментариев нет: