пятница, 7 июня 2024 г.

"Их не били, не вязали, не пытали пытками..."

"... Их везли, везли возами
С детьми и пожитками.
А кто сам не шел из хаты,
Кто кидался в обмороки, -
Милицейские ребята
Выводили под руки..."


70 лет назад в СССР широко шагала вперёд лагерная самодеятельность:
"В помощь лагерной самодеятельности
Как разучить роль
В. С. Колесаев,
главный режиссёр Центрального детского театра, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии
Вы решили подготовить спектакль и показать его в пионерском лагере. Предположим, что для постановки выбрали пьесу В. Губарева "Павлик Морозов". Распределили роли. Тебе поручили главную роль – Павлика Морозова, а твоему другу, который выше тебя ростом и уже говорит "баском", – роль Трофима Морозова, отца Павлика. Что же надо делать дальше, как готовиться к выступлению перед зрителями? Если вы сразу возьмётесь за механическое заучивание, "зазубривание" слов действующих лиц, то провал вашего спектакля неминуем: слова героев пьесы будут казаться вам "чужими", "не своими", и произносимые вами реплики зазвучат искусственно, фальшиво.
Начинайте работу над спектаклем с внимательного прослушивания всей пьесы от начала до конца. Пусть её прочтёт вам тот, кто станет выполнять обязанности режиссёра, – пионервожатый, учитель, кто-либо из старших школьников. Постарайтесь хорошенько запомнить содержание пьесы.
Сложность пьесы "Павлик Морозов" заключается для вас в том, что события, изображённые в ней, происходили в деревне более 20 лет назад. Жизнь людей того времени, их быт, нравы вам не знакомы. Для того, чтобы лучше представить себе их, прочтите книги о деревне 30-х годов, о том, как создавались колхозы. Такие книги, без сомнения, есть в вашей школьной и лагерной библилотеках, и они помогут вам глубже понять пьесу.
Собравшись вместе, определите, что в пьесе самое главное, поговорите о характерах действующих лиц. В "Павлике Морозове", как вам станет ясно, главное – мужество пионера, смело вступившего в борьбу с кулаками. Эту основную мысль должны стремиться донести до зрителей все участники спектакля.
Для разбора пьесы её надо разбить на основные события и точно определить отношение каждого действующего лица к этим событиям и в зависимости от этого друг к другу.
Для примера рассмотрим разговор, который произошёл после того, как Равлик Морозов случайно увидел, что его отец Трофим выдаёт кулаку поддельные удостоверения:
ПАВЕЛ (с печи). Папанька!.. Что ты делаешь, папанька!
ТРОФИМ (испуганно). Пашка?
ПАВЕЛ. Что ты делаешь? (Слезает с печи).
ТРОФИМ. Ну, ладно, ладно…
ПАВЕЛ. Чем торгуешь, папанька? Совесть у тебя где?
ТРОФИМ. Молчи!
ПАВЕЛ (сквозь слёзы). Я думал… ты, как все люди, а ты… Страшно мне, папанька!
ТРОФИМ. Молчи!
ПАВЕЛ. Не могу я молчать, папанька! Не могу!
То, что Павел узнал о тёмных делах своего отца, является событием и для того и для другого. Зачем Павлик заговорил в этот момент с отцом? Он хотел спасти отца, отговорить его от предательства. Павлику тяжело, что у него такой отец, в душе его идёт борьба между чувством сына и долгом пионера. Об этом он и говорит Трофиму. А Трофим, испугавшись посторонних глаз, сначала пытается ласково успокоить сына, будто бы ничего страшного не произошло. Но потом, почувствовав, что сын непреклонен, кричит требовательно и угрожающе: "Молчи!"
По-разному ведут себя отец и сын, потому что по-разному относятся они к организации колхоза. Противоположные взгляды на колхоз определяют и взаимоотношения других героев пьесы.
Обсудите каждый образ, постарайтесь понять, почему так, а не иначе поступает этот человек, для чего говорит те или иные фразы.
Думая о прочитанном, не только запоминай то, что сообщается в пьесе, но попытайся своей фантазией дополнить образ, вообразить, как жил Павлик раньше, как он ведёт себя в школе на уроках, как он поступит, есои поставить его в то или другое положение, и какие у него при этом возникнут чувства и желания…
Очень ответственны и трудны роли ребят, играющих в этой пьесе кулаков. Ни в коем случае не надо показывать своего презрительного отношения к кулаку, образ которого ты играешь. Не стоит делать кулака обязательно толстым, нарочито противным, со свирепыми глазами.
Когда все исполнители будут знать содержание пьесы и отношение её героев друг к другу, полезно разыграть всю пьесу своими словами. Пусть вас не смущает, что некоторые сцены получатся скомканными, главное — чтобы играли вы все с увлечением.
Затем уже можно приступить к точному запоминанию авторского текста. Текст надо учить не только свой, но и последние слова партнёра, после которых говоришь ты.
При последних репетициях на сцене необходимы декорации и костюмы. На сцене держись так, чтобы не загораживать своей фигурой других действующих лиц. В этом тебе поможет режиссёр, который смотрит на игру из зрительного зала. Каждое слово надо произносить ясно, чётко, по сцене старайтесь двигаться свободно, непринуждённо.
Примерно по такому же плану надо работать и над образами других пьес".
("Пионерская правда", 1954, № 47 (11 июня), с.  4).

Комментариев нет: