вторник, 1 августа 2023 г.

"Клянемся Вам идти к великой цели..."

"... Отдать отчизне юношеский пыл.
Как на войне мы крови не жалели,
Так и в труде не пожалеем сил"
.


 
75 лет назад советский зритель видел на экране хороших людей, которые стремятся стать еще лучше:
"Кино
"Далекая невеста"
"Далекая невеста". Новый художественный фильм. Производство Ашхабадской киностудии. Сценарий Е. Помещикова, Н. Рожкова, В. Шкловского. Постановка Е. Иванова-Баркова, режиссер Д. Варламов, гл. оператор А. Булинский. Композитор К. Корчмарев. Текст песен В. Винникова.
Тема благородной человеческой дружбы, дружбы советских народов, входящих в одну большую, многонациональную семью, лежит в основе этого фильма, рассказывающего о наших людях, об их чувствах, их труде и творческом соревновании.
На одном из начальных эпизодов хочется остановиться сразу же, ибо он во многом раскрывает самое существо, идеи фильма. Туркмен Керим и его друг донской казак Захар возвращаются из армии после победы над врагом. Семья Захара погибла во время войны, Захар едет вместе с Керимом на его родину, в Туркмению. Они приезжают в колхоз, где живет семья Керима; колхозники с почестями встречают воинов-победителей. Гремит музыка, цветы летят на горячий от солнца песок. Колхозники расстилают драгоценные ковры прямо под копыта коней, бросают на дорогу шелковые, сверкающие халаты. Два друга едут по волшебной дороге цветов, душистых трав, темного пурпура ковров, где вытканы руками ковровщиц сказочные цветы и орнаменты; едут по сияющему, залитому солнцем аулу...
Отец Керима, Алты-Ага, знакомит донского казака со своей многочисленной родней. Сцена эта, пронизанная добродушным юмором, согрета в то же время мягкой сердечностью. Алты-Ага знакомит гостя с дедами и прадедами, с внуками и правнуками, с бабушкой, двоюродной тетей, зятем, племянниками, с черноглазыми, смуглыми туркменскими малышами и белоголовыми Ваней и Леной — русскими детьми, сиротами, которых усыновил Алты-Ага. Он знакомит донского казака с большим и новым для него миром, где существуют своеобразные, еще неизвестные ему, обычаи, традиции, правила, где поля отличны от донских степей, где цветы непохожи на ромашки и васильки России, где самый воздух, сухой, жаркий, полный ослепительного сверкания, непохож на широкие донские ветры.
И донской казак входит в этот мир, как в свой дом.
Ощущение дружбы советских людей, великого родства не по крови, а по сердцу, по мыслям, по общности больших идей, полно, чисто и точно передано уже в самом начале фильма.
Советская действительность, богатая событиями, подсказывает писателям, кинодраматургам не только темы, но и художественные образы и ситуации. Художник, наделенный зоркостью и "чувством нового", не пройдет мимо них. В фильме "Далекая невеста" первая встреча Захара с туркменской девушкой Гюзель происходит на фронте. Приехавшая с делегацией Гюзель дарит Захару, как лучшему джигиту, коня. Встреча на фронте туркменской девушки и казака, внешне очень живописная и нарядная, значительна и по своему смыслу.
Захар и Гюзель хотят увидеть друг друга после войны. Гюзель обещает, что, когда Захар приедет в Туркмению, на станции его будет ждать телеграмма. Отсюда начинается комедийная линия фильма. Телеграфист на маленькой туркменской станции оказывается неистовым любителем футбола. Слушая радиопередачу о матче на стадионе "Динамо", болельщик в азарте забывает о телеграмме Захару Гарбуз "До востребования". Не получив телеграммы, Захар решает, что Гюзель его забыла. "Клин вышибают клином! " — изрекает Алты-Ага, которому больно смотреть на горе Захара. По мнению старика, такая чудесная девушка, как Джамал, может излечить горе казака. Простодушный и добрый Алты-Ага не знает, что его сын Керим любит Джамал.
Здесь начинается комедийная путаница, в меру традиционная и достаточно известная в драматургии. Но за нехитрыми комедийными конфликтами зритель видит хороших людей, которые стремятся стать еще лучше, видит, как управляет поступками человека великий закон дружбы, видит душевную силу героев, которые стремятся поставить счастье друга выше собственного счастья.
Все недоразумения распутываются быстро, счастливый конец просвечивает сквозь них довольно явственно, и, увидев в конце фильма две молодые пары, дружно шагающие рядом, зритель может сказать вместе с Алты-Ага, что это зрелище не требует пояснений. Любовь, чистая и поэтичная, целомудренная освещает комедийные конфликты, согревает их теплом истинного чувства.
В фильме есть и вторая тема, которую можно назвать темой дружелюбного соперничества, творческого соревнования. Комедия развивается в атмосфере праздника, очень яркой и непосредственной. Здесь много песен, танцев, здесь широко развернута картина народного празднества, народных игр. Но праздник показан, как отдых после труда. В шутках и беседе председателей двух соревнующихся колхозов —Алты-Ага и матери Гюзель Ай-Биби —можно уловить беспокойство людей, стремящихся держать высоко колхозное знамя, непрестанно думающих о движении вперед.
Характеры Ай-Биби и Алты-Ага, все типическое, что свойственно двум этим персонажам, очерчены в фильме рельефно и убедительно. Их жизнь, коротко показанная на экране, дает зрителю возможность увидеть перед собою всю их большую судьбу. И зритель, полюбивший двух этих героев, легко представляет себе Алты-Ага и Ай-Биби уже вне экрана, видит их трудолюбивую жизнь, их успехи и удачи, их борьбу за колхозную славу, за доблесть, за честь быть первым в творческом соревновании. Две темы фильма, развиваясь параллельно, дополняют друг друга.
Керима играет А. Карлиев, актер талантливый, со скупыми и тонкими изобразительнымп средствами. В его игре есть благородная сдержанность, хороший вкус. Он очень точно очертил основные качества своего героя: внутреннюю чистоту, верность другу. Привлекает своей непосредственностью и молодым задором М. Шафигулина в роли Джамал. Хороши С. Клычева (Гюзель), А. Кульмамедов (Алты-Ага), А. Овезова (Ай-Биби).
Режиссер Е. Иванов-Барков бережно провел через весь фильм основную идею, придал ему непосредственность и лиризм. Отлична работа оператора А. Булинского, туркменские пейзажи его великолепны; оператор сумел показать самый воздух Туркмения, горячий, струящийся. С большим умением сняты массовые сцены. Творческое содружество мастеров русской и туркмепской кинематографии дало хорошие плоды.
Фильм "Далекая невеста" раскрывает перед зрителем духовный мир простых советских людей, чистоту их чувств, благородство их жизненных целей.
Татьяна Тэсс".
("Известия", 1948, № 182 (3 августа), с. 2)
.

Комментариев нет: