понедельник, 28 августа 2023 г.

"У нас - балет, у нас - заводы и икра..."

"... У нас - прелестные курорты и надои,
Аэрофлот, Толстой, арбузы, танкера
И в бронзе отлитые разные герои".
 

50 лет назад советские люди жили спокойно, зная, что у них есть сегодня и что будет завтра:
"По чужим страницам
Большое разочарование
Корреспондент еженедельника "Эуропео" Сандро Оттоленги проинтервьюировал в Вене нескольких бывших советских граждан еврейской национальности, проживавших некоторое время в Израиле и выехавших оттуда. Вот что они заявили итальянскому журналисту.
Евгения Ковригар:
— Я не могу переносить этот мир, столь отличающийся от моего, этих людей, которые меня не понимают и не хотят понять; эту борьбу за то, чтобы выжить. Нет, я говорю не только об Израиле, а также и об Австрии, обо всем капиталистическом мире...
По приезде в Израиль ты даешь обязательство выплачивать взятую ссуду каждый месяц, как только найдешь работу. А как ее найти? Я думала, что, будучи в Советском Союзе бухгалтером, и в Израиле найду ту же работу, а муж будет снова шофером. Оказалось, что нет: мне предлагали места уборщицы в гостинице, рабочей. Бухгалтеров и шоферов в Израиле не требуется.
Для нас это было большим разочарованием, особенно — трудности в поисках работы. Мы впервые столкнулись с тем, что существует безработица. В Советском Союзе запланирована и работа, и гарантированный заработок. В Израиле мы, работая, были вынуждены покупать в рассрочку, залезать в новые долги. Мы хотели переменить жилье, но здесь оно дорого, не как в Советском Союзе. Муж устроился работать на плантацию среди пустыни, по 12 часов в день, в тяжелейших климатических условиях. Но денег хватало только на дом и пищу.
Мы сознали, что в Советском Союзе люди живут, помогая друг другу, живут спокойно, зная, что у них есть сегодня и что будет завтра. В Израиле не так. Все живут для денег. Никакого общения, никаких радостей. И никакой свободы. Да, первым нашим ощущением было, что мы не свободные люди, а рабы механизма, из которого не выкрутиться.
Юлий Гизерский:
— Я из Одессы и в Вене недавно. И в Израиле я оставался немного: не по мне эта страна. Чтобы жить там, надо забыть все и вся: семью, личные интересы. Может быть, и пойти на пушечное мясо. Таковы мои впечатления.
В Израиле нехорошо относятся к эмигрантам, особенно к нам. Тебя зовут: "Рус, рус", тычут в нос куском белого хлеба и говорят: "Ешь, ешь, в России ты его не видел!"
Михаил Магасшлошвили:
— Я уехал из Израиля, тревожась за своих детей, которые там были погружены в развращенную среду капитализма. В Израиле наводнение сексуальных фильмов, журналов, телепередач.
И положение с религией меня разочаровало. В Советском Союзе никто не притесняет евреев. Это ложь, когда говорят об этом на Западе. Для нас Израиль, казалось, должен был быть обетованной землей, по крайней мере в смысле веры.
Но мы открыли, что здесь работают по субботам, не ходят в синагогу. Над слишком верующими евреями даже смеются.
Нет, наша прошлая жизнь в Грузии была лучше. Мы—я, моя жена и дети—не смогли перенести разницы в образе жизни".
("Известия", 1973, № 203 (29 августа, московский вечерний выпуск), с. 4)
.

Комментариев нет: