среда, 9 августа 2023 г.

"И дорогою веселой мы шагаем, вставши в строй..."

"... Вместе с классом, и со школой.
И со всей родной страной".


 
75 лет назад генеральному консулу Советского Союза в Нью-Йорке Ломакину давали прикурить советские учителя:
"Разбойничьи нравы американской разведки
Нью-Йорк, 10 августа. (ТАСС). Российские белогвардейские эмигрантские элементы, нашедшие убежище в Соединенных Штатах, за последнее время настолько распоясалась (явным образом — с ведома местных властей), что начали позволять себе чисто бандитские выходки против проживающих здесь советских граждан, вплоть до их похищения. 31 июля из нью-йоркской гавани отходил в Одессу советский пароход "Победа". В числе пассажиров на нем отъезжал на родину преподавательский состав советской школы в Нью-Йорке. Оказалось, что по неизвестным причинам на пароход не явились советские граждане — учительница этой школы Оксана Степановна Касьенкина и преподаватель математики Михаил Иванович Самарин с женой и тремя малолетними детьми, хотя их багаж был заранее сдан на судно. Не оказалось их и на квартирах. В течение нескольких дней об их местонахождении ничего не было известно.
Только через неделю, 7 августа, генеральный консул Советского Союза в Нью-Йорке Ломакин получил от Касьенкиной письмо, умоляющее спасти ее из плена русско-белогвардейских бандитов. "Я не предала мой народ, я не изменила, я не сделала никакого преступления... Я искренне преданная и любящая мою родину и мой народ... Умоляю вас, еще раз умоляю вас не дайте мне возможности погибнуть здесь", — писала Касьенкина в маленькой тайком присланной генеральному консулу записке.
Генеральный консул в сопровождении сотрудников консульства отправился по указанному Касьенкиной адресу. Полученный адрес оказался адресом одного из белогвардейских притонов в Соединенных Штатах, — так называемой "Рид фарм" в окрестностях Нью-Йорка, возглавляемой бывшей графиней Александрой Толстой.
Ломакин прибыл неожиданно для хозяев дома, застигнутых врасплох. Белогвардейские бандиты не успели еще понять, в чем дело, как Касьенкина, увидев своих спасителей, прошла к автомашине Ломакина. Довольно большая группа белогвардейцев тем не менее успела наброситься на машину и повредить ее, что не помешало, однако, генеральному консулу СССР и сопровождавшим его лицам благополучно доставить Касьенкину в Нью-Йорк.
Немедленно по прибытии в консульство Ломакин созвал пресс-конференцию, на которой Касьенкина рассказала представителям печати историю ее похищения.
"Еще за неделю до отбытая "Победы" я заметила, что меня преследовали подозрительного вида неизвестные, большей частью говорящие по-русски. Одному из них удалось познакомиться со мной, и он назвал себя доктором Алексеем Коржинским, русским по происхождению, проживающим в Нью-Йорке, на 88 улице. Он попытался пригласить меня к себе домой и уговаривал не возвращаться в Советский Союз. Он говорил, что по возвращении домой меня немедленно сошлют в Сибирь. Когда я решительно отвергла его гнусное предложение, он стал угрожать, что обвинит меня в шпионаже и меня подвергнут репрессиям.
Вскоре Коржинского сменял другой тип, назвавший себя Лео Костельо. Этот бандит говорил по-русски очень плохо. Подобно Коржинскому, он попытался угрозами вынудить меня остаться в Америке.
Так продолжалось неделю. Опасаясь остаться скомпрометированной, я решила не сообщать ничего советскому консульству в надежде, что с моим отбытием на "Победе" все кончится. Однако все произошло не так, как я ожидала. Накануне предполагаемого отъезда, 30 июля, я вышла из моей квартиры в консульство для того, чтобы получить свой проездной билет. На автобусной остановке около 86 улицы меня ждал Костельо. Он заставил меня сесть с ним на ближайшую скамейку якобы для того, чтобы сказать что-то весьма важное, и опять начал уговаривать меня не возвращаться в Советский Союз. Когда я гневно отвергла его предложение, он внезапно наклонился в мою сторону с каким-то предметом в руке, и я почувствовала боль в руке и локте. Я сперва даже не поняла, что он сделал укол каким-то снадобьем, однако вскоре почувствовала себя очень плохо и даже потеряла способность понимать, что происходит вокруг. Кое-как я добралась домой и бросилась в постель.
На следующий день предстояло отбытое "Победы". Утром совсем больная от укола я вышла со своей соседкой по квартире тов. Евстафьевой сделать последние закупки. Однако у подъезда я увидела автомобиль и сидящего в нем Коржинского.
Я настолько испугалась, что решила вернуться домой. За мной последовал шофер этой машины. Шофер забрал мои вещи и толкнул меня в машину, в которой Коржинского уже не было. Я до сих пор не знаю, почему я пошла за ним. Я только помню объявший меня ужас. Меня привезли на квартиру к какому-то человеку на Риверсайд Драйв, около 100 улицы. Вскоре я узнала, что этот человек был Зензинов Владимир Михайлович (известный руководитель белогвардейских шаек в Америке. —Прим. корр. ТАСС). Он оставил все мои вещи у себя, а меня отвез на так называемую "Рид фарм" в штате Нью-Йорк. Там меня приняла женщина, назвавшая себя бывшей графиней Александрой Толстой, которая сказала мне, что я не одна и что где-то неподалеку находится Самарин с семьей. Толстая сказала, что я должна буду работать, и послала меня:
"Идите работать на кухню".
На кухне, выполняя самую грязную работу, я провела все время своего  пребывания на "Рид фарм". Спала я на балконе, при чем вокруг всегда ходили люди.
Меня очень строго сторожили. На следующее утро после моего прибытия на "Рид фарм" Толстая потребовала, чтобы я написала статью в газету о том, что в России всех ссылают в Сибирь и что я поэтому решила остаться в "свободной демократической Америке". Я отказалась наотрез. Тогда Толстая угрожающе сказала: "Шпиона, которого мне нужно было, я поймала. Мы люди очень ловкие". Эта угроза, новидимому, относилась ко мне. Затем мне для чего-то стали  подсовывать фотографов различных американских химиков. Это было явной провокацией для того, чтобы обвинить меня в шпионаже. Все дни я искала способа сообщить советским властям о моем местопребывании. Писать мне не разрешали, тогда я сказала, что я хочу написать Зензинову, чтобы он прислал из города мои вещи. Предлог оказался удачным. Я набросала коротенькую записку товарищу Ломакину, которую адресовала одному из советских знакомых.
Когда я работала на кухне, на ферму прибыла посторонняя грузовая машина для перевозки овощей, и шофер согласился отправить мое письмо. На следующий день во дворе фермы я увидела приближающуюся к ферме машину со своими освободителями".
Как видно из рассказа Касьенкиной, фашистско-белогвардейские гангстеры делают свое дело на улицах Нью-Йорка совершенно безнаказанно. О существовании их притона на "Рид фарм" известно всем местным властям. Однако до сих пор не было принято ни каких мер для обуздания этой банды и обеспечения безопасности советских граждан. Небезынтересен тот факт, что генеральный консул тов. Ломакин сообщил полиции содержание письма Касьенкиной и попросил оказать ему содействие в ее освобождении еще задолго до своего отъезда на "Рид фарм". Однако нью-йоркская полиция прибыла туда только после того, как Касьенкина и Ломакин уже выехали в Нью-Йорк.
Нью-Йорк, 10 августа. (ТАСС). Согласно сообщениям печати, полученным из Вашингтона, вскоре после того, как генеральный консул Советского Союза в Нью-Йорке Ломакин созвал пресс-конференцию по поводу похищения О. С. Касьенкиной, исполняющий обязанности председателя комиссии палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности —Мундт заявил корреспондентам, что комиссия желала допросить Касьенкину.
Мундт заявил представителям печати, что Касьенкина была будто бы "почти готова передать себя в руки американских властей" и что она будто бы готовилась стать "лицом, не имеющим гражданства". Мундт, вольно или невольно, разоблачил незавидную роль возглавляемой им парламентской комиссии —роль совратителя проживающих в США иностранцев с целью превращения их в предателей их родной страны.
Касьенкина ускользнула из рук белогвардейцев, и это приводит Мундта в бешенство.
8 августа комиссия палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности созвала необычное воскресное закрытое заседание после того, как сотрудники советского консульства в Нью-Йорке спасли из плена белоэмигрантов Касьенкину. которая в настоящее время находится в советском консульстве в Нью-Йорке.
Вашингтонский корреспондент агентства Юнайтед пресс сообщает, что после заседания исполняющий обязанности председателя комиссии Мундт заявил, что он обсуждал вопрос о дипломатической неприкосновенности консульства Советского Союза в Нью-Йорке с советником государственного департамента Боленом. Корреспондент Юнайтед пресс заявляет, что комиссия по расследованию антиамериканской деятельности пытается получить разъяснение в отношении того, могут ли члены комиссии войти в здание советского консульства в Нью-Йорке "для того, чтобы допросить Касьенкину".
Мундт заявил, что впервые он узнал о Касьенкиной "через лицо, имя которого он не может назвать".
Как сообщает нью-йоркский корреспондент агентства Юнайтед пресс, днем 8 августа руководитель белогвардейского "фонда Толстого" Александра Толстая признала, что "исчезнувший" преподаватель советской школы Самарин "укрыт" белогвардейцами. Вначале Толстая заявила, что Самарина укрыла белогвардейская "подземная железная дорога" (система укрытия). Позднее Толстая сделала иное заявление. Она сказала, что, хотя методы "подземной железной дороги" были использованы, тем не менее организованной "подземной железной дороги" будто бы не существует".
("Известия", 1948, № 190 (12 августа), с. 3)
.

Комментариев нет: