среда, 9 августа 2017 г.

"В золотой тишине километра, наверное, за три…"

"… Слышно радио мне, 
Что поет на районном театре".


60 лет назад советские люди уже наизусть знали все блядские пьесы замечательного драматурга Александра Корнейчука:
"Театр
"Платон Кречет"
У пьесы украинского драматурга А. Корнейчука "Платон Кречет" – большая и богатая сценическая история. Созданная в 1934 году, она ставилась в столичных и в большинстве периферийных театров Советского Союза. Ее показывали тысячи коллективов художественной самодеятельности. В числе первых драматургических произведений пьеса "Платон Кречет" была удостоена Сталинской премии.
"Платон Кречет" – одно из лучших произведений драматургии о новой советской интеллигенции, взращенной партией Ленина-Сталина, советским общественным и государственным строем. В нем заключен острый драматургический конфликт, отражающий борьбу новаторов против рутины и косности, победу нового.
Включение этого произведения в репертуар областного драматического театра – факт, бесспорно, положительный. К заслугам театра и постановщика-режиссера А. Б. Шатрина – следует отнести оптимистическое решение всего спектакля. Художник В. М. Лебедев удачно оформил спектакль. Актеры, за исключением отдельных неудач, раскрыли перед зрителем образы подлинных советских патриотов.
Правильное творческое режиссерское и актерское решение основного образа – образа врача-новатора Платона Кречета – определило последовательное и ясное раскрытие идеи всего спектакля.
В разговоре с председателем исполкома Берестом Платон делится своей мечтой, ставшей девизом его жизни: "…Недалек тот день, когда мы уничтожим преждевременную старость навсегда, оторвем у смерти время, вернем будущим поколениям миллионы солнечных дней".
В этой мечте – ключ к раскрытию образа. У лауреата Сталинской премии В. В. Лещева Платон Кречет – человек, ясно видящий благородную цель, смело и бесстрашно идущий к ее достижению. У Кречета – Лещева нет той холодной рассудочности, мешковатости, которыми наделяют иногда этот образ. Платон Кречет в исполнении В. В. Лещева – натура деятельная, подвижная, страстная. За его внешней скромностью видна неукротимая воля новатора.
Две маленькие сцены, из числа многих удачно решенных режиссером и хорошо проведенных актером, особенно отчетливо раскрывают облик Платона Кречета. Это сцена в квартире Береста, когда Платон вдруг вспыхивает и с юношеской увлеченностью начинает доказывать Лиде ее ошибки в проекте. Здесь у него подъем духа, влет мысли, выплеснувшая наружу кипучая энергия. И сцена перед операцией наркома, когда потрясенный уходом Лиды и смертью ее отца, Платон, превозмогая себя, по долгу службы и зову сердца идет на операцию. Перед зрителем предстает уставший, казалось, потерявший силы, мало уверенный в себе человек. Но и в той, и в другой картинах ярко выражены жизнедеятельный темперамент, внутренняя собранность, глубокое сознание общественного долга.
Исполнение роли В. В. Лещевым не безупречно. Он не передает с желаемой теплотой, душевностью искреннего чувства любви Платона к Лиде.
Неглубокое решение лирических сцен, являющееся одним из недостатков всего спектакля, в известной мере обусловлено отсутствием ясного, четкого рисунка образа архитектора Лиды в исполнении лауреата Сталинской премии артистки Р. Ф. Юреневой. Она не сумела показать сильной и умной, искренне любящей девушки. Там, где нужна простота и бодрость, как, например, в первой картине (в торжественные для Лиды минуты), она предстает перед зрителем, словно скованная, замкнутая в себе; там, где зритель ждет, как распахнется душа русской девушки (объяснение в любви с Платоном), артистка вдруг начинает кокетничать. Тогда ничего не остается от серьезности Лиды, перед зрителем – пустышка, и становится непонятным, чем увлекла она такого волевого человека, как Платон.
У артистки Р. Ф. Юреневой есть удачно сыгранные куски интересной роли Лиды, например, сцена в больнице. Однако в целом этот образ получился мало убедительным, что обедняет также и образ Платона, хотя и не в главном, и не в решающем. Основная идея спектакля – борьба за новое, передовое, - хорошо развивается в образах Береста, Бублика, Христины Архиповны, молодых медиков.
Береста лауреат Сталинской премии, заслуженный артист республики Н. И. Харченко показывает в спектакле решительным и прозорливым руководителем. Вместе с тем Берест в его исполнении отзывчивый товарищ, умеющий поддержать, вдохновить новаторов, передовых людей. Правда, Н. И. Харченко напрасно в отдельных сценах излишне официален, нарочито сух. И именно в этих сценах улавливаются знакомые иркутскому зрителю стереотипные жесты, что вызывает досаду. Артист с теплотой, с мягким юмором проводит бытовые сцены.
Интересна работа артиста А. А. Павлова над образом терапевта Терентия Ивановича Бублика. В его исполнении Бублик – самобытен. Это человек большого душевного обаяния, безупречный труженик, с юношеской увлеченностью отдающийся любимой профессии. В нем что-то сохранилось еще от земского врача, но в мыслях, в действиях он человек нового времени и идет вместе с новаторами. А. А. Павлов играет свою роль так, что зрителю становятся ясными отношения старого опытного врача с представителями нового поколения специалистов-медиков.
Особенно выделяется в исполнении А. А. Павлова разговор Бублика с заведующим больницей Аркадием Павловичем. Здесь и лукавство, и внутренняя борьба чувств, и бесповоротное, уничтожающее отвращение, наконец, открытый протест против низости и подлости. Жаль, что в первой картине А. А. Павлов пытается играть простачка. Это до некоторой степени мешает сразу увидеть ум и благородство Терентия Ивановича.
Не велика роль у лауреата Сталинской премии заслуженной артистки республики Е. Е. Барановой, но и в ней она, с присущей артистке проникновенностью, выразила глубокие симпатии пожилой санитарки Христины Архиповны к новаторам, к молодежи, идущей к новому.
Заслуживает одобрения исполнение ролей молодых специалистов – последователей Платона Кречета лауреатом Сталинской премии Р. И. Байковой (Валя) и артистом И. Н. Конопацким (Степа). Во многом правдива и интересна игра артистки З. В. Успенской в трудной роли Майки. Слаб в ряде картин, невыразителен образ Марии Тарасовны – матери Платона, артистка В. П. Миржинская исполняет эту роль без внутреннего волнения.
Во всей пьесе лишь двумя персонажами – завгорздравом Бочкаревой и заведующего больницей Аркадия Павловича –Платону Кречету противопоставлены мелкие и ограниченные люди, мешающие, вредящие творческим поискам молодого врача. Постановщик и актеры поступают правильно, усиливая краски там, где требуется осуждение пороков и слабостей этих персонажей.
Наиболее удачно справляется с этой задачей заслуженная артистка республики Г. А. Крамова. Ее Бочкарева – недалекий, случайно попавший к руководству человек, тормозящий дело своим верхоглядством.
Образ Аркадия Павловича психологически сложнее. Он не только невежда в науке и в порученном ему деле, но к тому же еще и карьерист, перестраховщик, обыватель. Артист А. П. Тишин последователен и убедителен в раскрытии этих отрицательных черт Аркадия Павловича.
Но по замыслу драматурга Аркадий Павлович под воздействием общественности осознает ошибочность своего отношения к Платону Кречету. Донести эту мысль нужно в коротком разговоре с Платоном и Лидой, что требовало от режиссера и от актеров поисков наибольшей выразительности. Пока этого в спектакле еще нет. Когда Аркадий Павлович, пожав руки Платону и Лиде, уходит из комнаты, остаешься в неведении: понял ли он свои ошибки или его разговор – лишь очередная уловка. Действие происходит где-то в глубине сцены, второпях, без той степени внутренней взволнованности Аркадия Павловича, которая неизбежно должна быть у него в эти минуты. Ведь в осознании Аркадием Павловичем его ошибки должна звучать победа нового.
Постановкой спектакля "Платон Кречет" театр закрыл сезон. Хорошее завершение года работы творческого коллектива. "Платон Кречет" – одна из лучших постановок прошедшего сезона.
Евг. Бандо".
("Восточно-Сибирская правда", 1952, № 189 (10, август), с. 3).

Комментариев нет: