"… Слышно радио мне,
Что поет на районном театре".
60 лет назад советские
люди уже наизусть знали все блядские пьесы замечательного драматурга Александра
Корнейчука:
"Театр
"Платон Кречет"
У пьесы украинского
драматурга А. Корнейчука "Платон Кречет" – большая и богатая
сценическая история. Созданная в 1934 году, она ставилась в столичных и в
большинстве периферийных театров Советского Союза. Ее показывали тысячи
коллективов художественной самодеятельности. В числе первых драматургических
произведений пьеса "Платон Кречет" была удостоена Сталинской премии.
"Платон
Кречет" – одно из лучших произведений драматургии о новой советской
интеллигенции, взращенной партией Ленина-Сталина, советским общественным и
государственным строем. В нем заключен острый драматургический конфликт,
отражающий борьбу новаторов против рутины и косности, победу нового.
Включение этого
произведения в репертуар областного драматического театра – факт, бесспорно,
положительный. К заслугам театра и постановщика-режиссера А. Б. Шатрина –
следует отнести оптимистическое решение всего спектакля. Художник В. М. Лебедев
удачно оформил спектакль. Актеры, за исключением отдельных неудач, раскрыли
перед зрителем образы подлинных советских патриотов.
Правильное творческое
режиссерское и актерское решение основного образа – образа врача-новатора
Платона Кречета – определило последовательное и ясное раскрытие идеи всего
спектакля.
В разговоре с
председателем исполкома Берестом Платон делится своей мечтой, ставшей девизом
его жизни: "…Недалек тот день, когда мы уничтожим преждевременную старость
навсегда, оторвем у смерти время, вернем будущим поколениям миллионы солнечных
дней".
В этой мечте – ключ к
раскрытию образа. У лауреата Сталинской премии В. В. Лещева Платон Кречет –
человек, ясно видящий благородную цель, смело и бесстрашно идущий к ее
достижению. У Кречета – Лещева нет той холодной рассудочности, мешковатости,
которыми наделяют иногда этот образ. Платон Кречет в исполнении В. В. Лещева –
натура деятельная, подвижная, страстная. За его внешней скромностью видна
неукротимая воля новатора.
Две маленькие сцены,
из числа многих удачно решенных режиссером и хорошо проведенных актером,
особенно отчетливо раскрывают облик Платона Кречета. Это сцена в квартире
Береста, когда Платон вдруг вспыхивает и с юношеской увлеченностью начинает
доказывать Лиде ее ошибки в проекте. Здесь у него подъем духа, влет мысли,
выплеснувшая наружу кипучая энергия. И сцена перед операцией наркома, когда
потрясенный уходом Лиды и смертью ее отца, Платон, превозмогая себя, по долгу
службы и зову сердца идет на операцию. Перед зрителем предстает уставший, казалось,
потерявший силы, мало уверенный в себе человек. Но и в той, и в другой картинах
ярко выражены жизнедеятельный темперамент, внутренняя собранность, глубокое
сознание общественного долга.
Исполнение роли В. В.
Лещевым не безупречно. Он не передает с желаемой теплотой, душевностью
искреннего чувства любви Платона к Лиде.
Неглубокое решение
лирических сцен, являющееся одним из недостатков всего спектакля, в известной
мере обусловлено отсутствием ясного, четкого рисунка образа архитектора Лиды в
исполнении лауреата Сталинской премии артистки Р. Ф. Юреневой. Она не сумела
показать сильной и умной, искренне любящей девушки. Там, где нужна простота и
бодрость, как, например, в первой картине (в торжественные для Лиды минуты),
она предстает перед зрителем, словно скованная, замкнутая в себе; там, где
зритель ждет, как распахнется душа русской девушки (объяснение в любви с
Платоном), артистка вдруг начинает кокетничать. Тогда ничего не остается от
серьезности Лиды, перед зрителем – пустышка, и становится непонятным, чем
увлекла она такого волевого человека, как Платон.
У артистки Р. Ф.
Юреневой есть удачно сыгранные куски интересной роли Лиды, например, сцена в
больнице. Однако в целом этот образ получился мало убедительным, что обедняет
также и образ Платона, хотя и не в главном, и не в решающем. Основная идея
спектакля – борьба за новое, передовое, - хорошо развивается в образах Береста,
Бублика, Христины Архиповны, молодых медиков.
Береста лауреат
Сталинской премии, заслуженный артист республики Н. И. Харченко показывает в
спектакле решительным и прозорливым руководителем. Вместе с тем Берест в его
исполнении отзывчивый товарищ, умеющий поддержать, вдохновить новаторов,
передовых людей. Правда, Н. И. Харченко напрасно в отдельных сценах излишне
официален, нарочито сух. И именно в этих сценах улавливаются знакомые
иркутскому зрителю стереотипные жесты, что вызывает досаду. Артист с теплотой,
с мягким юмором проводит бытовые сцены.
Интересна работа
артиста А. А. Павлова над образом терапевта Терентия Ивановича Бублика. В его
исполнении Бублик – самобытен. Это человек большого душевного обаяния,
безупречный труженик, с юношеской увлеченностью отдающийся любимой профессии. В
нем что-то сохранилось еще от земского врача, но в мыслях, в действиях он
человек нового времени и идет вместе с новаторами. А. А. Павлов играет свою
роль так, что зрителю становятся ясными отношения старого опытного врача с
представителями нового поколения специалистов-медиков.
Особенно выделяется в
исполнении А. А. Павлова разговор Бублика с заведующим больницей Аркадием
Павловичем. Здесь и лукавство, и внутренняя борьба чувств, и бесповоротное,
уничтожающее отвращение, наконец, открытый протест против низости и подлости.
Жаль, что в первой картине А. А. Павлов пытается играть простачка. Это до некоторой
степени мешает сразу увидеть ум и благородство Терентия Ивановича.
Не велика роль у
лауреата Сталинской премии заслуженной артистки республики Е. Е. Барановой, но
и в ней она, с присущей артистке проникновенностью, выразила глубокие симпатии
пожилой санитарки Христины Архиповны к новаторам, к молодежи, идущей к новому.
Заслуживает одобрения
исполнение ролей молодых специалистов – последователей Платона Кречета
лауреатом Сталинской премии Р. И. Байковой (Валя) и артистом И. Н. Конопацким
(Степа). Во многом правдива и интересна игра артистки З. В. Успенской в трудной
роли Майки. Слаб в ряде картин, невыразителен образ Марии Тарасовны – матери
Платона, артистка В. П. Миржинская исполняет эту роль без внутреннего волнения.
Во всей пьесе лишь
двумя персонажами – завгорздравом Бочкаревой и заведующего больницей Аркадия
Павловича –Платону Кречету противопоставлены мелкие и ограниченные люди,
мешающие, вредящие творческим поискам молодого врача. Постановщик и актеры
поступают правильно, усиливая краски там, где требуется осуждение пороков и слабостей
этих персонажей.
Наиболее удачно
справляется с этой задачей заслуженная артистка республики Г. А. Крамова. Ее
Бочкарева – недалекий, случайно попавший к руководству человек, тормозящий дело
своим верхоглядством.
Образ Аркадия
Павловича психологически сложнее. Он не только невежда в науке и в порученном
ему деле, но к тому же еще и карьерист, перестраховщик, обыватель. Артист А. П.
Тишин последователен и убедителен в раскрытии этих отрицательных черт Аркадия
Павловича.
Но по замыслу
драматурга Аркадий Павлович под воздействием общественности осознает
ошибочность своего отношения к Платону Кречету. Донести эту мысль нужно в
коротком разговоре с Платоном и Лидой, что требовало от режиссера и от актеров
поисков наибольшей выразительности. Пока этого в спектакле еще нет. Когда
Аркадий Павлович, пожав руки Платону и Лиде, уходит из комнаты, остаешься в
неведении: понял ли он свои ошибки или его разговор – лишь очередная уловка.
Действие происходит где-то в глубине сцены, второпях, без той степени
внутренней взволнованности Аркадия Павловича, которая неизбежно должна быть у
него в эти минуты. Ведь в осознании Аркадием Павловичем его ошибки должна
звучать победа нового.
Постановкой спектакля
"Платон Кречет" театр закрыл сезон. Хорошее завершение года работы
творческого коллектива. "Платон Кречет" – одна из лучших постановок
прошедшего сезона.
Евг. Бандо".
("Восточно-Сибирская
правда", 1952, № 189 (10, август), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий