четверг, 29 июня 2017 г.

"Говорили пушки басом, гром военный бушевал…"

"… Генерал товарищ Власов 
Немцу перцу задавал!" 


 70 лет назад в СССР удачно дополняли текущую пропагандистскую работу и театральные спектакли:
"Театр
"Молодой человек"
Пьеса Г. Мдивани и А. Кирова "Молодой человек" отличается острым сюжетом, интригующей композицией, динамическим развитием действия, которое относится к периоду Отечественной войны и развертывается в обстановке временно оккупированного немцами советского города. Пьеса показывает героическую борьбу партизан против захватчиков.
Инженер Горбачев вместе с группой работающих в подполье железнодорожников находится в оккупированном городе. Для отвода глаз он сотрудничает с немцами, а на самом деле выполняет задания советского командования. Отсюда вытекает ряд напряженных драматических моментов и неожиданных сюжетных столкновений.
Пьесу "Молодой человек" поставил режиссер республиканского русского театра драмы И. Н. Чумаков, приурочив спектакль к 6-й годовщине Великой Отечественной войны. Тепло встреченный зрителем, спектакль, таким образом, удачно дополнил текущую пропагандистскую работу в городе.
В идейном отношении спектакль отличается выдержанностью и целеустремленностью.
Центральную роль (Горбачева) исполняет артист В. В. Серебряков. Роль сложна. Личность Горбачева надо раскрыть исподволь – иначе интерес к спектаклю был бы ослаблен. Кто такой Горбачев – враг или советский разведчик – в первых картинах не ясно. В начале действия кажется, что он предатель. Потом какие-то намеки начинают как будто убеждать зрителя в обратном. Но вот новый поворот событий – и Горбачев снова предстает врагом. Наконец, все выясняется, сомнительные поступки Горбачева в освещении последующих фактов становятся логичными и закономерными. В этих сложных перепетиях артисту все время надо соизмерять силу впечатления от истинных и мнимых качеств изображаемого персонажа.
Артист В. Серебряков с поставленной перед ним творческой задачей справился, создав образ, наделенный сильными чувствами, непреклонной волей, решимостью к самопожертвованию. Тем не менее иногда артист увлекается, не контролирует себя, начинает "переигрывать".
Артистки Н. Д. Топорнина-Бедлинская и Н. Н. Полякова чередуются в роли Валентины. Роль эта тоже довольно сложна. Валентина – советская разведчица, делающая вид, что она работает в пользу немцев. В условиях строжайшей конспирации личность Горбачева долго остается загадочной и для нее. Потом в стремительном движении событий ее представление о Горбачеве и ее отношение к нему резко меняется.
Артистки, каждая по-своему, но обе в общем успешно преодолевают противоречие роли, обусловленное тем же двойственным характером ее, который присущ и роли Горбачева. Для Н. Топорниной-Бедлинской характерны более плавные линии в рисунке роли, более сдержанное выражение чувства. Н. Полякова контрастнее, темпераментнее. Каждая, не дублируя партнершу, создает правдивый, убедительный образ.
Просто и жизненно выглядят на сцене рабочие. Различные по возрасту и трудовому опыту, они одинаковы в своей ненависти к врагу. Артист П. В. Колосов рисует характерный тип старого рабочего-железнодорожника Кобазева – спокойного, уравновешенного в напряженные минуты жизни, готового в своей последней схватке с врагами мужественно принять смерть, но отдать свою жизнь дорого.
Артист В. Н. Фролов в немногословной роли машиниста Бычкова тоже нашел типические, близкие нам черты советского человека, выразив их в обыденной, но весомой интонации, в скупом, но выразительном жесте.
Горяч, порывист В. М. Грудинин. Этот машинист – еще совсем юный рабочий. Но он без колебаний идет на подвиг, сознавая, что при этом, может быть, придется расстаться с жизнью. И в данном случае заметно отрадное стремление артиста глубоко осмыслить небольшую, но яркую роль.
В полных драматизма эпизодах показана мать Горбачева. В роли ее выступает артистка А. Р. Ларина. Образ мужественной, стойкой русской женщины, не склоняющей гордой головы перед извергами-оккупантами, А. Р. Лариной удался. Другая представительница старшего поколения – няня правдиво показана артисткой М. К. Воскресенской.
Артист Ю. П. Тройнин несколько бледновато, особенно в финале, но в общем приемлемо показывает старого учителя-патриота.
Несколько слов о выведенных в пьесе фашистах. Это совершенно опустошенные существа, звери в образе человеческом. Особенно омерзителен капитан Риц. Ему не откажешь в хитрости и проницательности. Недаром он прошел длительную школу немецкой разведывательной работы. Это матерый мастер провокаций, расстрела заложников, леденящих душу пыток. Артисту А. Н. Исупову удалось без нарочитости, естественными красками показать этого изверга.
То же надо сказать и об артисте С. А. Голубеве, выступающем в роли майора Бамлера. Любитель аллегорических изречений, подчас щеголяющий показным добродушием, он советует Рицу убить в провокационных целях русскую старушку, обрекает эшелон с русскими людьми на гибель. Распоряжения о подобных злодеяниях он отдает с профессиональным спокойствием палача и издевательской усмешкой. Артист С. А. Голубев, ничего не утрируя, показал этого кровавого варвара таким, каким в действительности проявили себя немцы на русской земле.
И Риц и Бамлер в сущности трусы. Но особенно этим качеством отличается лейтенант Рейсгоф (артист Ю. П. Ларин).
Не вызывают неудовлетворенности и остальные артисты, занятые в эпизодах.
Оформление спектакля (художник А. Г. Шамин) заставляет желать лучшего.
В общем же республиканский театр русской драмы показал интересный, насыщенный советским патриотизмом спектакль.
Режиссер Н. И. Чумаков и руководимые им артисты без сомнения достигли немалого успеха, об этом свидетельствует и то, как тепло встретили зрители новый волнующий спектакль, показывающий несгибаемую волю советских патриотов и превосходство советского человека над людьми буржуазного общества.
А. Толстихин".
("Бурят-Монгольская правда", 1947, № 126 (27, июнь), с. 4).

Комментариев нет: