пятница, 20 октября 2023 г.

"Нет ничего ценней весенних трудодней..."

"... Чем раньте кончен сев,
Тем закрома полней".


 
75 лет назад советский драматург Суров стремился глубоко разобраться в явлениях колхозной жизни:
"Театр
Пьеса о людях колхозного села
Пьесы о колхозной деревне—все еще редкие гости на нашей сцене. Тем большее внимание привлекает к себе пьеса А. Сурова "Обида". Это серьезная, правдивая вещь, хотя и не лишенная недостатков. В ней видно стремление автора глубоко разобраться в явлениях современной колхозной жизни, показать организующую роль большевистской партии, ведущей колхозные массы на борьбу за коммунизм.
Действие пьесы происходит в отдаленном районе Сибири. Война еще только кончилась. Но колхозы Усольского района уже живут задачами послевоенной сталинской пятилетки.
В центре пьесы образы сельских коммунистов — секретарь райкома партии Телегин, председатель райисполкома, в недалеком, прошлом учитель, Державин, председатели двух ближних колхозов — Степанида Левашова и Никон Камень. Автор показывает, как, преодолевая трудности, борются они за культурный и хозяйственный под'ем района, разоблачая носителей отсталости и косности.
Одним из таких носителей отсталых настроений оказывается и временно исполнявший обязанности секретаря райкома партии Костюшин. Он уже не первый день на партийной работе. Но он не ценит знаний, обманчиво полагаясь только на свой жизненный опыт. Считая себя искушенным практиком, он рассчитывает прожить без учебы, без теории. Костюшин и не подозревает, какая серьезная опасность угрожает ему как коммунисту-руководителю. В конце концов он становится человеком отсталых, ему начинает казаться, что всего важнее добиться видимости благополучия в сводках, отчетах.
Самое скверное в Костюшине—равнодушие к живому человеку, бюрократический стиль общения с людьми, с рядовыми коммунистами. Например, председателя колхоза "Вперед", старого члена партии Камня он знает давно. Но когда Камень начинает прихрамывать в работе, Костюшин не проявляет желания поинтересоваться причинами его отставания. Он сразу обрушивает на него административные взыскания и этим горько обижает глубоко преданного колхозному делу, но неуравновешенного, крайне вспыльчивого человека.
Растерянность, в которую впадает после этого Камень, могла бы привести к развалу колхоза. Но в том-то и сила нашего социалистического строя, что развалиться, погибнуть народному делу у нас не даст сам народ. Камня подпирает колхозный актов, подпирает молодежь. Они резко критикуют его за ослабление руководства и выдвигают перед колхозом новые задачи.
В это время в район проезжает новый секретарь райкома партии Телегин. Его образ— центральный в пьесе. Свою главную задачу драматург видел в том, чтобы показать в образе Телегина благородный духовный облик одного из тех скромных партийных руководителей, для которых в партийной работе заключена вся их жизнь.
Драматург показывает Телегина в живом общении с колхозниками, с низовыми партийными работниками. Именно в том, что Телегин умеет опереться на актив, прислушаться к голосу народа, разобраться в людях, в обстановке,—его главная сила. Так, чутко распознав причину внутреннего недуга Камня, он помогает ему выйти на правильную дорогу. Беспощадно разоблачает он самоснабженца и проходимца Сливкина.
Правильно оценив обстановку и найдя ключ к людям, руководить которыми поручила ему партия, Телегин добивается необходимого перелома в районе.
Драматургу удалось убедительно показать огромную работу сельских коммунистов, их благородный и самоотверженный труд на благо народа.
Пьеса не свободна от недостатков. Молодой драматург еще не всегда чувствует законы сцены, допускает длинноты, повторения. Особенно растянуто последнее действие, вообще мало что дающее для развитая главной идеи пьесы. Есть ошибки и серьезнее: едва ли можно поверить в то, что до приезда Телегина в целой партийной организации никого не нашлось, чтобы выступить против Костюшина. Тов. Сурову следовало бы в интересах жизненной правды показать, как коммунисты района критиковали своего незадачливого секретаря. Напрасно стремится автор оправдать и растерянность, охватившую Камня. Какими бы мотивами ни были обусловлены его временная слабость и безволие, все же они — ошибка коммуниста. Но автор почему-то в последнем акте устраивает почти юбилей Камню.
В театре имеин Моссовета в качестве постановщика этого спектакля выступил артист В. Ванин, проявивший режиссерское дароваиие. Особенно удались ему массовые сцены.
Ванин выступает в спектакле и как актер — он играет Камня. Простота, мягкий юмор, большой темперамент отличают его игру. И горечь обиды, и тревога за свой колхоз, и стыд за свою временную слабость, и огромная радость, жарко охватывающая Камня в конце пьесы, — все это передано актером цельно, ярко, правдиво.
"Соперницу" Камня, председателя соседнего холюза "Рассвет", Степаниду Левашову играет О. Викландт. Актрисе удалось показать настоящую руководительницу большого колхоза, умную, горячуую, энергичную советскую женщину.
Талантливо, интересно играют в спектакле также актеры Н. Темяков (Возжаев), Л. Шапошникова (Настя), Б. Лавров (Державин), В. Щелоков (Маркел) и другие.
Костюшина сочно, сатирически остро играет Н. Мордвинов. Но он местами впадает в досадную утрировку. Элементы такой утрировки есть и в тексте пьесы. Мордвинов своей игрой этот недостаток драматурга усугубляет. Отсталость Костюшина подчеркивается им слишком примитивными нарочитыми приемами. Зритель перестает верить, что такой человек, какого показывает актер, мог, хотя бы и временно, руководить районной партийной организацией.
Не удался театру центральный образ пьесы — Телегин. Играющий его актер М. Названов не раскрывает глубокой внутренней жизни своего героя. Он играет равнодушно, как бы не проникаясь заботами тревогами своего героя. Образ становится поэтому холодным, неживым. Постановщик, сумевший вдохнуть жизнь во все массовые сцены, во все, даже второстепенные персонажи, как бы остановился в нерешительности перед главной задачей спектакля. Это существенный недостаток постановки.
Но в целом спектакль возбуждает в зрителе любовь к простому советскому человеку, правдиво показывает героический труд колхозников, самоотверженную и мужественную работу сельских партийных работников.
Павел Кузнецов".
("Правда", 1948, № 294 (20 октября), с. 3)
.

Комментариев нет: