четверг, 19 октября 2023 г.

"Благословенен тот исток, что стал теченьем века…"

"… что стал народной мыслью,
наследством Ильича,
стал делом Сталина,
трудом
и счастьем человека —
тот ручеек,
что вышел
из народного ключа".
 

70 лет назад в СССР особый интерес вызывало каждое новое произведение о проблемах дальнейшего подъема колхозной экономики:
"Две пьесы о колхозной деревне
Понятен тот особый интерес, который вызывает сейчас каждое новое произведение о жизни деревни, о проблемах дальнейшего подъема колхозной экономики, колхозного быта, всего уровня жизни советского крестьянства.
Пресловутая теория бесконфликтности оказала свое оскудняющсе влияние и на изображение советской деревни. Острые вопросы колхозной современности одно время стали исчезать со страниц новых произведений, с подмостков театров и экранов кино. Изображение жизни колхозного крестьянства нередко носило поверхностный характер. Живые образы новых людей советской деревни подменялись готовыми схемами.
Это положение не могло, разумеется, продолжаться долго. Разоблачение лживой теории бесконфликтности способствовало более смелому повороту литературы к действительности.
Сейчас начинают появляться произведения, ясно свидетельствующие об этом.
В октябрьской книге журнала "Новый мир" внимание читателя привлекает пьеса Валентина Овечкина и Геннадия Фиша "Народный академик".
В центре пьесы — образ колхозного полевода Терентия Ефремовича Ермакова. Эта фигура во многих отношениях характерна для новой социалистической деревни. Такие люди, как Ермаков, могли вырасти и сформироваться лишь в условиях колхозного строя. За свои опыты по выращиванию высоких урожаев колхозный полевод награжден Сталинской премией. Ученые единодушно избрали его в действительные члены Академии сельскохозяйственных наук. Он пользуется глубоким авторитетом у колхозников, как человек, обобщающий их коллективный трудовой опыт.
Однако есть люди, призванные руководить колхозами, но не желающие считаться с трудовым, творческим опытом народа. В родной колхоз Ермакова приезжают заведующий областным отделом сельского хозяйства Шугаев и секретарь райкома Белоусов. Они поздравляют Ермакова с правительственной наградой, и тут же Шугаев при молчаливом согласии Белоусова отдает приказ проводить сев в сроки, противопоказанные научными изысканиями знатного колхозного полевода. Многолетними опытами Ермаков доказал, что на землях колхоза "Труженик" и других соседних колхозов района ранний сев приводит к недосбору урожая, к потере огромного количества хлеба. Но Шугаев — рыцарь сводки, он действует по шаблону, принятому у него для всех колхозов области. Прикрываясь пустыми ссылками на "государственные интересы", он, по словам Ермакова, сеет "для сводки, для рапорта, для бумажки, а не для урожая".
Несмотря па сопротивление колхозников, Шугаев путем административного нажима все-таки добивается своего. Колхоз, вопреки убеждению почти каждого из колхозников в нелепости этой директивы, производит сев раньше необходимого срока. Однако, когда сев уже закончен —"для сводки", колхозники вновь обрабатывают землю и вторично засевают свои поля. При этом, конечно, затрачивается двойное количество труда и двойное количество семян, но зато не ставится под угрозу потеря половины урожая. Парторг колхоза сообщает обо всем этом в ЦК, и формалисты получают по заслугам.
Таково осповное содержание пьесы. Как видит читатель, в конфликте здесь сталкиваются, с одной стороны, колхозный опыт, коллективный разум тружеников полей, их патриотическая забота о высоком колхозном урожае, а с другой—административный шаблон, погоня за цифрой, за бумажкой в ущерб делу, в ущерб подлинным иптсресам государства.
Нам кажется, что конфликт, лежащий в основе пьесы, имеет серьезные жизненные основания: он придает всей вещи публицистическую остроту и злободневность. Сами по себе идеи пьесы тесно связаны со многими положениями колхозных очерков одного из ее авторов — В. Овечкина. вызвавших в свое время живое внимание общественности.
К сожалению, публицистическая острота пьесы не подкреплена достаточно глубокой разработкой характеров действующих лиц. Большинство образов разработано в ней поверхностно. Конфликт разрешается по существу словесными дискуссиями. Намеченные авторами интересные жизненные черты в облике героев и в их отношениях между собой недостаточно развиты. Фигуры колхозников очерчены живо, со знанием дела, с хорошим знанием психологии нового человека деревни. В делом они дают верное представление о колхозном коллективе, но каждый из персонажей в отдельности дан слишком бегло. Несколько выделяется лишь образ колхозного парторга Ванина. Это бывший фронтовик, связанный старой воинской дружбой с секретарем райкома Белоусовым. Любовь Ванина к Тане Ермаковой, показанная скупо, но правдиво, также сообщает дополнительные живые черты этому герою.
Слабо разработан и образ самого Ермакова. Колхозник-ученый лишен подлинной страстности: рассудительность его подчас сближается то с равнодушием, то с безнадежностью.
Авторы не достигли подлинной типизации и в характеристике таких отрицательных героев пьесы, как Шугаев. Этот образ не богат живыми деталями, острыми сатирическими черточками и штрихами. А таких штрихов Шугаев заслуживает. Это ретивый администратор, он действует приказами и категорическими распоряжениями.
Жаль, что авторы не дали достаточно глубокой разработки этого образа. В своей пьесе они разоблачают главным образом идею шаблонного руководства, пустого и вредного администраторства, но не подымаются до художественной типизации этой идеи в живом сатирическом образе.
Образ секретаря обкома Ларина также нельзя признать удачным. Авторитет Ларина в пьесе выглядит преимущественно как следствие его высокого положения, но волевые, нравственные достоинства его раскрыты невыразительно.
Несмотря на отмеченные художественные недостатки, пьеса "Народный академик" —произведение, продиктованное жизнью, проникнутое активным стремлением способствовать ее улучшению. Она представляет поэтому серьезный общественный интерес.
По пути острого, сатирического изображения отрицательных сторон деревенской действительности идет белорусский писатель Андрей Макаенок, опубликовавший пьесу "Камни в печени" в десятой книге журнала "Театр".
Автор нашел подлинно комический сюжет. Содержание пьесы в общих чертах следующее: ответственный районный работник Калиберов только что получил выговор за недостатки в своей работе. А совсем недавно Калиберов был снят с должности областного масштаба и послан в район. Еще один выговор,—и не удержаться Калиберову на новом месте. Между тем начались хлебозаготовки. Как важно было бы ему выйти ту т в передовики по области!
На помощь Калиберову приходит ловкий и оборотистый "деятель" отдела заготовок Мошкин. Он держит тесную связь с директором спиртозавода Печкуровым и уже договорился, что тот заранее выдаст расписки в получении зерна в счет хлебопоставок. Для сводки достаточно этих расписок, а потом, в более поздние сроки, можно будет, не торопясь, собрать положенное зерно. Директору спиртозавода поздние сроки сдачи тоже выгодны: у него еще не готовы склады к приему зерна.
Осуществлением всей этой махинации и занимаются в пьесе и сам Калиберов (он старается всячески замаскировать свое участие в столь рискованном деле), и его жена Антонина Тимофеевна, и Мошкин , и Печкуров.
Отрицательным типам в пьесе противостоят колхозники из колхоза "Партизан". Правда, есть в пьесе и своего-рода "промежуточная" фигура —председатель колхоза Горошко. Он вынужден лавировать, стараясь угодить и тем и другим.
Чтобы вернее добиться цели, Мошкин прежде всего стремится заставить колхоз сдать в счет заготовок отборное семенное зерно с сортовых участков. Кульминация пьесы —это столкновение рядовых колхозников, таких, как Ганна Чихнюк, с районным представителем Мошкиным. Мошкин совсем не склонен считаться с волей колхозников. Он их и слушать не желает. Но колхозники берут верх, махинации Мошкина и Калиберова разоблачаются благодаря активности колхозников и честности прокурора Курбатова.
Комедия названа "Камни в печени". Непосредственным поводом к этому служит то, что главный ее герой Калиберов, пытаясь ослабить свою ответственность за руководство районом, прикидывается больным, объявляет, что у него "камни в печени". Но это название, конечно, имеет и другой, иносказательный и более широкий смысл. Камни в печени —это те болезненные и вредные явления,  которые еще имеют место в нашей действительности. Удар по этим вредным явлениям и составляет сатирический пафос комедии.
А. Макаенок справедливо ввел в некоторые эпизоды комедии гневные, обличительные интонации. Нам кажется, что они вполне уместны здесь. Такой тип, как Мошкин, нуждается не только в осмеянии, но и в гневном разоблачении и обличении.
Советское крестьянство, глубоко преданное делу коммунизма, само разоблачает таких людей, как Мошкин и Калиберов, как Шугаев из пьесы "Народный академик" В. Овечкина и Г. Фиша. Наша передовая драматургия помогает ему в этом.
Зрители с интересом встретят появление обоих этих произведений на театральной сцене.
С удовлетворением отмечая появление новых произведений сатирического характера, выражающих важное направление в драматургии, мы хотим подчеркнуть здесь и то обстоятельство, что главной задачей нашей литературы и всего нашего искусства попрежнему остается создание положительных образов современности и, в частности, положительных образов людей колхозной деревни. Надо помнить, что положительным опытом, положительным материалом несравненно более богата наша советская жизнь.
Мощным стимулом для появления подлинно реалистических произведении о колхозной деревне являются решения Сентябрьского пленума Центрального Комитета Коммунистической партии, проникнутые глубокой верой в силы и возможности колхозного строя.
Предстоящий пленум правления Союза советских писателей СССР, посвященный вопросам драматургии, должен широко и разносторонне обсудить проблемы, поставленные перед искусством самой нашей жизнью.
Ник. Жданов.
("Известия", 1953, № 248 (20 октября), с. 3).

Комментариев нет: