вторник, 12 апреля 2022 г.

"Твоим огням дано вовек светиться..."

"... Они, как солнце, над землей взошли.
Москва, Москва – советская столица,
Москва, Москва – надежда всей земли!"


75 лет назад советские люди радовались тому, как отбрили иностранных корреспондентов московские студенты:
"Иностранные корреспонденты у студентов МГУ
Мне хочется рассказать читателям "Правды" о разговоре, который состоялся 9 апреля в Московском государственном университете между студентами 4-го курса биологического факультета и группой иностранных корреспондентов.
Дело было так.
Иностранные корреспонденты, посетившие Московский государственный университет, зашли и в Зоологическую аудиторию, где в то время доцент Я. Я. Рогинский читал лекцию об учении Чарльза Дарвина о теории эволюции. Среди корреспондентов преобладали американцы, но было и несколько французов и один венгерец. Американцы задали Я. Я. Рогинскому вопросы. Тогда и мы стали задавать им вопросы.
Поскольку один из американских корреспондентов спросил нашего доцента, как он относится к теории Дарвина, студентка Петрова тоже задала вопрос,  как относятся к теории Дарвина ученые в Америке. Американский корреспондент ответил, что ученые в Америке относятся к теории Дарвина положительно. Тогда мы спросили — изучается ли теория Дарвина в американских университетах и как объяснить знаменитый "обезьяний процесс" над учителем биологии Джоном Скопсом, преподававшим теорию Дарвина и угодившим за это в американском штате Теннесси на скамью подсудимых. Ответ нас, по правде говоря, удивил. Он гласил:
— Американцы свободны позволять одурачивать себя; в Америке имеется свобода и для дураков.
Затем мы спросили, как американские корреспонденты относятся к недавнему приказу президента Трумэна о проверке лояльности государственных служащих. Американцы заявили, что этот приказ направлен "только" против коммунистов.
—Разве американские коммунисты плохо сражались с фашизмом?— спросил студент Эфрон.
—Они стали хорошо сражаться против фашизма лишь тогда, когда немцы напали на Советский Союз,—ответил американец.
Этот ответ просто поразил нас. Ведь мы хорошо знаем, что война между Соединенными Штатами Америки и Германией началась уже после того, как гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Если американский корреспондент, давший этот ответ, так же информирует своих читателей, как он пытался информировать нас, то я не завидую его читателям.
На основании ответов наших собеседников по поводу приказа Трумэна о  "проверке лояльности" служащих государственных учреждений мы пришли к выводу, что в Америке начат поход против людей, обладающих прогрессивными воззрениями. Об этом студент Сладков и сказал нашим собеседникам. Они  ответили очень неубедительно, что в Америке "для всех существует неограниченная свобода". Тогда мы спросили: разве преследования за передовые убеждения означают свободу?
Повидимому, желая возразить нам, американский корреспондент сказал:
—Разве возможно, чтобы член какой-либо американской партии мог получить работу в Советском Союзе?
—Безусловно, возможно, —ответили мы ему. —Например, американский инженер Купер участвовал в строительстве Днепрогэса; многие американские  специалисты, среди которых, очевидно, были люди различных политических направлений, работали на ряде советских предприятий.
Американский корреспондент, повидимому, не нашел что возразить, так как он заявил, что инженер Купер работал в СССР" не как американец, а как  специалист". Смысл этого замечания так и остался нам непонятен.
Один из наших вопросов касался американской "помощи" Греции и Турции. Американский корреспондент сказал, что эта помощь не направлена против Советского Союза. Мы ответили, что эта помощь направлена против демократии вообще.
Наконец, самый разговорчивый из американцев спросил нас, видели ли мы пьесу "Русский вопрос" Константина Симонова, которая, как видно, задела его за живое.
Мы рассмеялись и сообщили, что не только видели, но и читали эту пьесу.
—Думаете ли вы, что эта пьеса правильно отражает американскую действительность? —гласил следующий вопрос.
—Мы думаем, что это так, —хором ответили мы.
В свою очередь мы поинтересовались, понравилась ли пьеса "Русский вопрос" американцам. Они назвали пьесу неправильной и в доказательство своих слов привели в пример... самих себя. Это "доказательство" нас, конечно, ни в чем не убедило.
По мере того, как сыпались вопросы с нашей стороны, американские журналисты стали торопиться уйти. Один из них объявил, что будет писать о нас "благожелательно". Я ему возразила, что дело не в том, чтобы писать  благожелательно или нет, а в том, чтобы писать правду. Тут же я спросила этого корреспондента:
—Ну, а вы часто пишете правду?
Несколько смутившись, он ответил:
—Мы всегда пишем правду...
Услышав такое заявление, все студенты и студентки весело, от души рассмеялись.
—Интересно, так же ли хорошо вы знаете биологию, как разбираетесь в политике? —бросил замечание один из американцев.
— Лучше! —был наш ответ.
Наши посетители поспешили удалиться. Французский корреспондент задержался  и сказал нам, что он совершенно согласен с замечаниями, которые мы сделали по адресу его американских коллег.
Вот какой разговор состоялся 9 апреля в Зоологической аудитории Московского государственного университета. Возможно, что американские журналисты привыкли интервьюировать других. Но мы убедились в том, что когда их самих интервьюируют, они способны попасть впросак.
Студентка 4-го курса биологического факультета МГУ Л. Полозова".
("Правда", 1947, № 89 (13 апреля), с. 3).

Комментариев нет: