суббота, 24 ноября 2018 г.

"Погляжу я кругом: только темные горы..."

"...Да спалённая солнцем земля...
А в душе у меня голубые просторы
И рязанские наши поля".


65 лет назад советский приключенческий фильм коренным образом отличался от буржуазного:
"Увлекательный жанр
Г. Александров,
народный артист Союза ССР
... Наш приключенческий фильм коренным образом отличается от буржуазного. О каких приключениях может рассказывать буржуазный фильм? О сыщиках, борющихся против опасных бандитов, или, наоборот, о бандитах, борющихся против полиции? О "благородных" солдатах и офицерах, тысячами уничтожающих в колониях "коварных туземцев", осмелившихся с пиками и
топорами пойти против танков и самолетов завоевателей? "Подвиги", которые совершают герои таких приключенческих фильмов, - это преступления против человечества и прогресса. И для того, чтобы прикрыть смысл этих преступлений, надо обманывать зрителя, искажать действительность.
Фальшь, отличающая буржуазные приключенческие фильмы, набросила тень и на самый приключенческий жанр. Некоторые наши критики, режиссеры и сценаристы стали относиться к приключенческому фильму, как к чему-то второсортному. Но на самом деле, как это показывают лучшие советские
приключенческие фильмы, жанр здесь не при чем. Правдивый и талантливый художник может и в приключенческом жанре создать такое же художественное произведение, как и во всяком другом. И это подтверждает новый кинофильм -"Застава в горах".
"Заставу в горах" создал тот же коллектив, что и фильм "Смелые люди" (сценаристы – М. Вольпин и Н. Эрдман, режиссер – К. Юдин). На этот раз авторы избрали темой своей работы героические будни наших пограничников, бдительно оберегающих мирный труд Советской страны.
Случай, показанный в фильме довольно обычен. На отдаленном участке границы организуется нападение на нашу пограничную заставу для того, чтобы под прикрытием этого нападения перебросить диверсантов на советскую территорию. Таких случаев наша пограничная служба знает немало. И авторы сценария,
избрав этот типичный случай, создали увлекательный сюжет, нарисовали запоминающиеся характеры советских пограничников, познакомили с своеобразными условиями их жизни и работы в горных районах страны. Героям-пограничникам приходится бороться не только с коварным врагом, но и с суровой, переменчивой погодой.
...Обвал отрезает двух бойцов от заставы, для их спасения приходится организовывать экспедицию. А враги используют все, даже стихийное бедствие. Недаром вдоль границы шныряют вооруженные банды Исмаил-бека, а в мирном соседстве с ними на "виллисах" разъезжают участники иностранной "археологической" экспедиции. В этих условиях не только бдительность нужна, но и превосходное владение оружием, бесстрашие, физическая натренированность. И фильм показывает, как конники-пограничники преодолевают труднейшие препятствия, как жены военнослужащих помогают ловить диверсантов, как умело используют пограничники захват одного врага, чтобы выловить остальных.
В фильме "Застава в горах" много необычайного, необыкновенного, но ни на мгновение у вас не возникает ощущение неправдоподобия. Необычайное почерпнуто из жизни, оно правдиво, оно оправдано самим ходом событий и вытекает из него.
Первоначально сценарий был задуман как веселый приключенческий фильм. В нем было много комедийных ситуаций, полных юмора диалогов, действие развивалось в стремительном темпе. Постепенно, в процессе работы, сюжет "осерьезнился" и отяжелился, что отрицательно сказалось особенно на первых кадрах картины. Затем развивается динамичное действие, которое увлекает стремительными событиями, смелостью героев, погоней, борьбой...
Зрители видят в этом фильме двух молодых, но уже популярных актеров: В. Давыдова в роли старшего лейтенанта Лукина и С. Гурзо в роли сержанта Кулешова. Оба актера играют хорошо, но все же повторяют ранее сыгранное. И тут не столько и х вина, сколько их беда. Актеру всегда следует предлагать такие роли, которые ставят перед ним новые, еще не решавшиеся задачи. Этого, к сожалению, не произошло в данной картине. Приятное впечатление оставляет впервые снимающийся в кино артист С. Чекан в роли пограничника Марченко. Актер ярко передает народность, простоту, обаяние и юмор своего героя.
В роли жены Лукина снималась артистка Марина Кузнецова. Интересно задуманный в начале фильма образ горожанки, которой трудно привыкнуть к суровым условиям жизни на далекой заставе, утрачивает затем свои индивидуальные черты. И поэтому актрисе трудно было проявить полностью свои хорошие данные.
Тепло и мягко ведет небольшую роль Полины Антоновны – матери старого пограничника, капитана Прохорова, - артистка Е. Шатрова. Она создала правдивый образ русской женщины, для которой трудности пограничной службы, героизм пограничников – это нечто естественное, само собой разумеющееся.
Характерен остро обрисованный артистом М. Касымовым Исмаил-бек, возглавляющий отряд басмачей. В роли опытного иностранного разведчика Картера, перешедшего границу и задержанного героями фильма, очень убедителен артист Г. Черноволенко. Запоминается интересно задуманная и с юмором, мастерски сыгранная В. Белокуровым роль Марроу – руководителя "археологической экспедиции", матерого разведчика иностранной державы.
"- География у нас на все вкусы, - говорит Лукину капитан Прохоров, - живем, как говорится, по-богатому – сразу в трех климатах... Вот это место у нас называется "Сердце красавицы"... склонно к измене и перемене, то осыпи, то обвалы".
Оператор Т. Лебешев, поняв, что природа является в этом фильме одним из активных "действующих лиц", драматично и выразительно снял картину, особенно пейзажи.
Немалое место в сюжете занимают животные: тут и тигры, и коршуны, и голуби, и лошади. Чувство особой симпатии зрителя вызывает один из "героев" фильма – чудесный конь Орлик.
Вторая совместная работа сценаристов М. Вольпина, Н. Эрдмана и режиссера К. Юдина над произведением приключенческого жанра увенчалась успехом.
Пожелаем же, чтобы вслед за картиной "Застава в горах" последовали новые приключенческие фильмы, созданные разными мастерами на разных студиях, повествующие о самых разнообразных фактах и событиях нашей жизни".
("Огонек", 1953, № 46 (15 ноября), с. 22-23).

Комментариев нет: