понедельник, 11 января 2021 г.

"Коней колхозных выслали на станцию с утра…"


"…И он сошел с почтового
Под громкое "ура".


65 лет назад очень помогала подлечить измотанные нервы работа в советском колхозе:
"Снова на родной земле
"Дорогая Эрле! Пишу тебе сразу же в день приезда, чтобы поскорей успокоить тебя. Ты представить себе не можешь, как я счастлив, что, наконец, вернулся на родную землю. Дела свои я устроил быстро. Когда здесь узнали, что я хороший фотограф, то предложили работу по специальности. Но я отказался. Решил поехать к сестрам в деревню, хочу работать в колхозе. Сейчас для меня с моими измотанными на чужбине нервами это, пожалуй, будет всего лучше. А что касается крестьянской работы, то она мне с детства знакома. Завтра же выезжаю в Пярну-Ягупи. По городу я побродил часа три. Изменился наш Таллин, Эрле! На улицах выросли новые большие дома, а недалеко от дома, где жили мы,— очень красивый кинотеатр. Сейчас я улыбкой вспоминаю твои слезы в день моего отъезда: напрасно ты тревожилась о своем отце. Впервые за все эти тяжелые годы у него легко и спокойно на душе. Передавай привет своему мужу Эльмо. Надеюсь на скорую встречу с вами в родной всем нам Эстонии. Твой отец".
Это письмо отправил в Стокгольм своей дочери Оту Кольд, недавно возвратившийся на родину. В 1944 году Кольд вместе с дочерью уехал из Эстонии, два года жил в Швеции, более восьми лет — в Бразилии. Но ни в Стокгольме, ни в бразильском городе Сан-Паулу он не нашел счастья. И постепенно Оту Кольд,  перенесший много лишений, понял, что счастье возможно лишь на родной земле. Три года он откладывал деньги на дорогу, отказывая себе во всем ради  возвращения в Эстонию. Мечта его осуществилась: он на родине.
Недавно вернулся из Швеции Кусто Аавер, также покинувший Эстонию в 1944 году. Много невзгод перенес на чужой земле старый гидротехник. Сейчас Аавер в Таллине, работает инженером по регулированию рек и озер Эстонии. Так же, как Оту Кольд, он теперь спокоен: годы мытарств — позади.
Т. Томберг,
соб. корр. "Известий",
г. Таллин".
("Известия", 1956, № 9 (11 января), с. 2).

Комментариев нет: