вторник, 26 февраля 2019 г.

"Впрочем, что им, бесстыжим, жалость, совесть и страх..."

"...Пред живым чернокнижьем 
В их горячих руках?"


70 лет назад на высоком идейном уровне отзаседал Секретариат Союза советских писателей СССР совместно с комиссией по драматургии:
"В Союзе советских писателей СССР
Обсуждение пьесы В. Соловьева "Совесть"
Секретариат Союза советских писателей СССР совместно с комиссией по драматургии обсудил на расширенном заседании пьесу В. Соловьева "Совесть". Информационный доклад о пьесе сделал В. Залесский.
В пьесе "Совесть" автор грубо исказил исторические события первой пятилетки, оболгал советских людей. Все "положительные" герои пьесы – ущербные, политически незрелые люди. В. Соловьев устами одного из "положительных" персонажей пьесы Широкова проповедует такую гнилую "теорию": Если человек без изъяна, - не знаю, хороший он или плохой. Человек должен быть с изъяном, тогда ясно, на что я могу его поставить и на что не могу…
В. Соловьев вывел в пьесе целый букет врагов народа, тайных и явных вредителей, всевозможных уклонистов и оппозиционеров. Причем все они очень активны, а герои, которые должны выражать положительные качества советских людей, - вялы, бездейственны. Автор шельмует советский народ. Он заставляет различные персонажи пьесы рассуждать о совести, как об абстрактной категории. Совесть одного человека, по Соловьеву, - нечто маленькое, частное, она противопоставлена совести народа – всеобъемлющей, огромной. Разрывая советскую мораль на две морали – личную и общественную, В. Соловьев идейно оправдывает двурушничество.
С самого начала и до конца пьеса клевещет на советскую действительность.
Выступившие на обсуждении А. Суров, О. Леонидов, А. Штейн, Вс. Вишневский, Ц. Солодарь, В. Катаев, А. Софронов, К. Симонов квалифицировали пьесу В. Соловьева как лживую, антипатриотическую, объективно звучащую как антисоветский пасквиль.
Секретариат ССП счел необходимым обсудить пьесу В. Соловьева "Совесть" на собрании коллектива Московского театра драмы, принявшего ее к постановке и работавшего над ней вплоть до генеральной репетиции".
("Литературная газета", 1949, № 17 (26, февраль), с. 4).

Комментариев нет: