"… Трудись на
всеобщее благо!
И вот человек
переполнен огнем,
Блокноты, что латы,
трепещут на нем
- И здесь начинается
сага".
60 лет назад в
советские люди с неподдельным интересом читали письма братской бывшей
абверовской агентуры:
"Письмо
русскому брату
Анвар Ас-Садат,
египетский журналист
Я решил написать моему
русскому брату то, о чем мне хотелось поговорить с ним при встрече.
... Перед тем, как
заняться журналистикой, я был офицером египетской армии. В 1942 году меня
изгнали из армии и бросили в тюрьму: таково было желание английских властей.
Там, в тюрьме я провел пять лет. Там же я начал писать. В 1948 году я вышел из
тюрьмы. Нужно было добывать средства к существованию. Я начал писать
воспоминания о тюрьме. Их опубликовал журнал «Аль-Мусавьяр». Читатели хорошо их
приняли. Журналистика стала для меня не столько ремеслом, сколько радостью и
мукой.
Я вырос в маленькой
деревне и хорошо помню рассказы моей бабушки о тех событиях, которые
разыгрались в соседней деревушке Даншавай. А случилось там вот что: несколько
английских солдат охотились на голубей. Крестьяне попросили солдат уйти. Однако
солдаты не послушались и, продолжая стрелять в голубей, подожгли скирды
пшеницы. У крестьян сгорел урожай. Потом солдаты поставили перед деревней
виселицы, притащили несколько крестьян, одного выпороли, а другого повесили.
Этот рассказ, как и
подобные ему, волновал меня уже в юности. Я видел, что тот мир, в котором живу
я, не знает ни спокойствия, ни безопасности из-за того, что нас давит
империализм.
Я был свидетелем того,
как в тот день, когда был свергнут король, британский посол от имени своего
правительства дал нам совет, в котором нашла свое отражение теория «заполнения
вакуума». Это не совсем та теория, о которой говорят сегодня. Тогда британцы
хотели, чтобы мы посадили на престол одного из эмиров бывшей королевской семьи.
Эмир был известен своим тяготением к Англии. Он унаследовал эту черту от отца
хедива Тауфика, предавшего египетский народ в 1882 году, когда Англия
оккупировала нашу страну.
Тогда мы отвергли
теорию «заполнения вакуума» так же, как отвергаем план Эйзенхауэра сейчас. Я
был свидетелем того, как английский империализм в течение 6 месяцев после
революционных событий 1952 года пытался оказать давление на Египет.
Англия отказалась покупать наш хлопок, ссылаясь на то,
что у нее на складах и так много этого сырья. Что касается действительной
причины, то англичане просто-напросто хотели заставить голодать египетский
народ. Они пожелали вернуть к власти правительство предателей, которое должно
было сотрудничать с британским империализмом и притеснять Египет.
Но египетский народ не обманулся; революционный комитет
твердо стоял на своем, хлопок был продан.
Поистине история не знает преступления более
отвратительного, чем то, которое было совершено в Палестине. Здесь у местных
жителей было отнята родина. Все это произошло с помощью мистера Трумэна,
президента США, который признал государство Израиль еще до его образования, на
основе обещаний британского лорда Бальфура, а также с помощью некоторых
руководящих деятелей Франции, которые прикрывались словами о равенстве и
братстве!..
Все это сделали руководители так называемого свободного
мира!
В течение последних лет Британия по-прежнему оставалась
монополистом в торговле оружием с арабскими странами. Но империалисты продажу
оружия связывали с определенными условиями и обязательствами со стороны Египта.
Британия всячески оттягивала поставки вооружения
Египту. А когда мы купили его у социалистического лагеря без всяких
обязательств, на основе взаимной выгоды, «свободный мир» поднял крик.
Я видел империализм в самом отвратительном его
обличье... Я был свидетелем того дня, когда правительство Идена не нашло иного
средства воздействия на нас, кроме подлой агрессии,
которая началась 29 октября и позорно провалилась 7 ноября 1956 года.
Я, как и весь египетский народ, был счастлив, когда
Советский Союз и свободолюбивые народы оказали нам поддержку.
Я был восхищен посланиями Советского Союза,
направленными правительствам Великобритании, Франции и Израиля 5 ноября 1956
года.
Поистине эти послания означали для нас конец одной эры
и начало другой...
Эти послания со всей очевидностью показали, что для
Франции и Англии нет возврата в Египет.
Эти послания показали,
что с империализмом и политикой с позиции силы рано или поздно будет покончено
навсегда.
Мы смеемся от души над
теми, кто до опубликования посланий говорил с нами хвастливо и высокомерно, не
иначе, как с помощью бомб и танков. И вдруг мы увидели их в растерянности и
страхе.
Мы будем продолжать
бороться за мир, в котором народы понимают настоящий смысл братства и любви. В
этом мире каждый народ выберет для себя строй, который предусматривает
невмешательство в его жизнь...
Это мир, в котором
восторжествует воля народов, потому что сегодняшний век – это век воли народов.
Каир.
Перевод с арабского".
("Огонек",
1957, № 11 (10, март), с. 7).
Комментариев нет:
Отправить комментарий