вторник, 25 августа 2015 г.

"А она на Василя смотрит и хохочет..."

"... - Это ж роль учила я
В пьесе, мой дружочек".


65 лет назад советская драматургия для любого советского театра была самым ответственным участком работы:
«Театр.
Советские пьесы на сцене Александровского драматического театра.
Советская драматургия является для нашего театра самым ответственным участком работы. В спектакле, посвященном жизни советских людей или отражающем события за рубежом, артист, режиссер, художник испытывают чувство ответственности перед зрителем не только как исполнители, но и как граждане своей страны. В мастерстве актера раскрывается его мировоззрение, его отношение к деятельности.
В Южно-Сахалинске Александровский театр показал три пьесы советских драматургов: «Тайная война» Михайлова и Самойлова, «В степях Украины» Корнейчука, «Голуби мира» Берга.
Пьесы эти различны по тематике и художественным особенностям, отражает злободневные вопросы сегодняшнего дня.
В пьесе «Тайная война» авторы знакомят вас с напряженной деятельностью органов государственной безопасности.
Пьеса Михайлова и Самойлова отличается от многих аналогичных тем, что на криминальном сюжете авторам удалось показать моральный облик советского человека.
Задача постановки пьесы на сцене заключается в том, чтобы донести до зрителя сосредоточенную работу мысли полковника Минаева, показать, как возникает у него сомнение в непогрешимости Туманова, как это сомнение складывается в результате логических выводов в окончательное убеждение в том, что самоубийство Туманова – это не просто трагический случай, неестественный в наших условиях для честного человека, а последствие чьих-то вражеских происков, которым поддался Туманов.
Это задача трудная.
В спектакле Александровского театра эта трудность преодолена только частично – часто напряженная атмосфера деятельности полковника Минаева (арт. Ю. Г. Нозиков) разряжается внешним показом его сосредоточенности, действие в спектакле замедляется, и интерес ослабляется тем, что зритель заранее предугадывает вывод, который, по сути дела, должен быть ясен только одному Минаеву.
Не менее важным звеном в спектакле является показ советских людей, появляющихся в кабинете Минаева. И парторг научно-исследовательского института, где работал Туманов (арт. И. Т. Гриневич), и лотошник-папиросник «Тарас Бульба» (арт. С. Т. Неупокоев), и литератор Зайчиков (арт. К. А. Зеленевский), и старушка из Загорска Светлова (арт. Н. Е. Ходорович), и шофер такси (арт. Кормушкин), и студентка консерватории Родионова (арт. Н. Г. Днепрова) – все это не просто эпизодические персонажи, а образы, играющие, не взирая на небольшой текст, значительную роль как в развертывании самого сюжета пьесы, так и в подтверждении ее основной идеи о том, что деятели советских органов государственной безопасности в своей трудной работе опираются на единодушную поддержку советского народа.
Александровский театр в своем спектакле не сумел сделать каждый из этих образов полноценным и живым, не сумел раскрыть их такими, какими они показаны в пьесе.
Недостатки спектакля «Тайная война» во многом определяются замедленностью действия самой пьесы. В таком случае театру необходимо искать пути для определения недостатков ее, раскрывать как можно полнее ее положительные стороны.
*
Пьеса Корнейчука «В степях Украины» содержит в себе богатые возможности для яркого воплощения ее на сцене. Написанная до войны, она до сих пор сохраняет свою актуальность. Конфликт пьесы построен на жизненном материале – решается вопрос о том, какой метод руководства колхозным хозяйством является сегодня передовым и какой отсталым. Пьеса представляет также большой интерес в смысле художественного воплощения этого конфликта, раскрываемого Корнейчуком путем столкновения ярко обрисованных характеров. В постановке этой пьесы театру не нужно задумываться над путями, которые могут привести к интересному решению спектакля. Пьеса настолько сценична, что театру остается только исчерпать ее возможности.
Когда в спектакле Александровского театра спорят два председателя колхоза – Галушка (арт. К. А. Зеленевский) и Чеснок (артист В. А. Байкалов), то в каждом из них зритель видит черты знакомых ему людей в сегодняшней колхозной деревне. Происходит это «узнавание» от того, что исполнителям удалось подметить жизненные, типические черточки в характерах своих героев. У Галушки – Зеленевского есть основное желание, которое определяет всю линию его поведения, - он хочет жить «тихой жизнью» : «мне и при социализме хорошо».
Жизнь, однако, движется значительно быстрее, чем двигается по жизни Кондрат Галушка. Когда Галушка сталкивается лицом к лицу с новыми требованиями, он приходит в состояние беспомощности и растерянности.
Сочными комедийными приемами решает Зеленевский образ Галушки, почиваюшего в блаженном состоянии «тихой жизни». Но когда темп галушкинской жизни нарушается извне, когда им, храбрым партизаном в молодости и по существу хорошим человеком, овладевает беспокойство, хорошее гражданское беспокойство, которое приведет его в конце концов к искреннему примерению с Чесноком и к разрыву с тихой жизнью, - тогда Зеленевский не находит достаточно убедительных средств для показа перелома в сознании Галушки.
Жизненная достоверность конфликта между Галушкой и Чесноком могла бы быть полнее в спектакле, если бы артист Байкалов показывал Чеснока в развитии; иначе трудно поверить, что такой Чеснок, каким мы видим его уже в первой картине, может всерьез подраться с Галушкой и всерьез с ним ссориться. Из рачительного хозяина, председателя передового колхоза, Чеснок на протяжении пьесы вырастает до секретаря районного комитета партии. Вот этого-то роста Чеснока и не показывает артист Байкалов. Его Чеснок может быть секретарем райкома с самого начала спектакля. 
В целом же спектакль «В степях Украины» воспринимается легко, театр воспользовался богатыми комедийными возможностями пьесы и создал спектакль жизнерадостный и интересный.
*
«Голуби мира» - третья советская пьеса, показанная Александровским театром на гастролях в Южно-Сахалинске. Следует прежде всего отметить удачный выбор театром пьесы, живо рассказывающей о судьбе простых людей маленькой скандинавской страны, попавшей на удочку плана Маршалла.
Старый музыкант Бригге – всеми уважаемый человек в городе. Когда наконец-то, после войны в стране воцарилось спокойствие, в доме Бригге снова собрались его старые друзья, чтобы помузицировать, поговорить по-душам о жизни и об искусстве. В уютном доме Бригге царит атмосфера задушевного спокойствия. Бригге не хочет говорить о политике, он никогда политикой не интересовался и она ему изрядно надоела за время войны.
Но покой в доме Бригге снова нарушается и на сей раз, пожалуй, еще более серьезно, чем во время войны. Старому музыканту Бригге пришлось заняться политикой.Жизнь исключает возможность занимать нейтральное положение по отношению к событиям, развивающимся в мире. Друзья Бригге, принявшие план Маршалла, как единственный «разумный» выход из создавшегося после войны положения, оказываются злейшими врагами старого Бригге, занявшего противоположную позицию. В сознании Бригге происходит крутой перелом, все прежнее его представление о жизни не выдерживает напора обстоятельств, и Бригге сдает свои нейтральные позиции с тем, чтобы в своей новой жизни, на старости лет, занять позицию активного борца за мир, за правду, за справедливость.
Успех театра в этом спектакле определяется, прежде всего, хорошим исполнением роли Бригге артистом Карнаковым. Сложные психологические переживания Бригге, слом его старых убеждений и постепенное формирование новых, переход от аполитичности к непосредственному участию в политической жизни страны – все это показано артистом в образе живого, остро реагирующего на события, подвижного старика с молодым огоньком в глазах, с энергичной походкой. Внешняя характерность образа создана артистом на основе глубокого внутреннего раскрытия характера Бригге. Карнаков в роли Бригге следует традициям подлинно реалистического актерского искусства, сценическое поведение артиста находится в полном соответствии с жизненной логикой, содержащейся в роли. Этот метод подхода к роли через раскрытие ее идейного содержания приносит артисту жизненно достоверный и художественно полноценный результат.
Не менее отрадное впечатление производит в спектакле работа молодого режиссера театра В. И. Плещунова, под руководством главного режиссера театра К. А. Зеленского. Три действия пьесы происходят в одной и той же обстановке дома Бригге. В течение всех трех действий события, происходящие в городе, становятся известными только из разговоров действующих лиц. Действующие лица ведут все время сосредоточенный разговор о месте, которое каждый из них занимает или намерен занять в новой обстановке. На сцене фактически ничего не происходит в буквальном смысле слова, на сцене только думают и спорят. И тем не менее драматическое напряжение спектакля нигде не ослабевает.
Происходит это потому, что коллективу артистов, занятому в этой пьесе, удалось донести до зрителя полную драматизма внутреннюю борьбу, которая скрыта за стенами дома Бригге. Умение донести атмосферу событий, выявить из этих   событий решающее и главное и сконцентрировать на нем внимание зрителя – вот заслуга режиссуры в этом умном и проникновенном спектакле.
*
Таковы результаты работы Александровского театра над советской драматургией, показанные им в Южно-Сахалинске. Три спектакля - «Тайная война», «В степях Украины» и «Голуби мира» при всех отмеченных выше недочетах можно зачислить в репертуарный актив театра.
Много и упорно нужно работать коллективу Александровского театра над повышением качества своих спектаклей. Театр располагает хорошим, сыгранным актерским коллективом, опытным художественным руководителем в лице К. А. Зеленевского, театр имеет в своем составе творчески способную молодежь, которой предоставлены возможности улучшать свое мастерство.
Сосредоточение творческих сил театра на преодоление недочетов в работе и на достижении успехов в дальнейшем – вот главная задача, стоящая перед коллективом Александровского театра.
Г. Костелянец».
("Советский Сахалин", 1950, № 200 (24, август), с. 2).

Комментариев нет: