"... От седых вершин Кавказа до алтайской целины
Наша праведная дружба крепче твёрдого металла,
Мы своим трудом богаты, правде ленинской верны!"
60 лет назад в СССР
с большой творческой выдумкой разрешались многие эпизоды многих советских
кинокартин:
«Кино.
«Призраки покидают
вершины».
... Веками
оставалась неразгаданной тайна горы Кармир-Сар, на вершине которой, если верить
преданиям, таились огромные богатства – неисчерпаемые источники расплавленного
серебра. Ледяную вершину охраняли таинственные призраки. Они отравляли
смертоносным дыханием всякого, кто осмеливался проникнуть в недоступную для
человека тайну... Так рассказывали старые люди. Немало смельчаков пыталось
достигнуть вершины Кармир-Сар. Среди них был и студент Санкт-Петербургской
горной академии Андрей Шелагин, который верил в то, что древнее народное
предание обернется когда-нибудь прекрасной былью, и богатства горы Кармир-Сар
перестанут быть для народа недоступными. Но он не вернулся с ледяной вершины.
Лишь молодым советским ученым-геологам удалось разгадать эту древнюю тайну,
хотя над их головами «призраки» пытались занести свою уже совсем непризрачную
руку.
Об их походе, полном
неожиданностей и опасных приключений, рассказывает зрителям новый
приключенческий фильм Ереванской киностудии, созданный режиссерами С.
Кеворковым и Э. Карамяном по сценарию Г. Колтунова и Э. Карамяна.
Многие эпизоды
картины разрешены с большой творческой выдумкой.
На протяжении всего
фильма перед зрителем постепенно раскрывается смысл его названия. Что за силы,
которые не позволяют приблизиться к заветной вершине, не позволяют узнать о богатствах,
хранящихся там?
Первые призраки –
это неразгаданные силы природы, а призраки второго рода – это люди из
враждебного нам мира. С самого начала фильма одного из них мы узнаем в лице
представителя зарубежного химического концерна Альвареца де Кортец. Всеми
силами старается сорвать он экспедицию на Кармир-Сар. Использование богатейших
залежей самородной ртути, о которых он знает,- опасная конкуренция для его
предприятия. Именно поэтому он в свое время столкнул в пропасть своего спутника
Андрея Шелагина, угрозами и деньгами заставил молчать свидетеля преступления
Даниэля-Бека, ныне маститого профессора геологического института. А народные
поверия, создавшие вокруг загадочной горы ореол таинственности, долгое время
помогали ему сохранить тайну.
Но пришла в Армению
Советская власть, выросли из среды армянского народа молодые пытливые ученые,
такие, как Арташес Малян и его товарищи. Их не удовлетворяют уже объяснения
старинных легенд, они смело идут на штурм Кармир-Сара и разгадывают тайну горы.
«Призраки», оказавшиеся посланцами из-за кордона, были изгнаны с ледяной
вершины, а богатства из призрачных превратились в ощутимые и нужные стране
огромные залежи самородной ртути. В этом фильме –
острая и занимательная фабула. Постановщикам и актерам удалось создать ряд
запоминающихся образов. В первую очередь это относится к одному из главных
героев фильма, молодому геологу – Арташесу Маляну, в обаятельном облике
которого воплотились лучшие черты советского человека – пытливый ум, смелость,
несгибаемая воля, любовь к своему делу и вера в его успех.
Артист С. Сосян сумел нарисовать яркий и выразительный портрет своего героя. К сожалению этого нельзя сказать о другом действующем лице – Баграте Багратумяне. Актеру А. Карапетяну не удалось преодолеть весьма трафаретного драматургического материала, в котором вместо живого образа предстает схематическая фигура карьериста. Весьма прямолинейно и психологически неубедительно выглядит его поведение в ряде эпизодов.
Артист С. Сосян сумел нарисовать яркий и выразительный портрет своего героя. К сожалению этого нельзя сказать о другом действующем лице – Баграте Багратумяне. Актеру А. Карапетяну не удалось преодолеть весьма трафаретного драматургического материала, в котором вместо живого образа предстает схематическая фигура карьериста. Весьма прямолинейно и психологически неубедительно выглядит его поведение в ряде эпизодов.
Мастерски проводит
свою роль народный артист Армянской ССР Ваграм Папазян, создавший сложный драматический образ Даниэль-Бека, - ученого, который ценой преступного молчания
обеспечил себе внешне спокойную, благополучную жизнь и прочное место в
институте. Тонко и убедительно играет В. Папазян роль человека, запутавшегося в
противоречиях.
Хорошо справились со
своей задачей артисты Л. Кмит, исполняющий роль иностранного агента, проникшего
в советскую экспедицию с целью сорвать ее работу, и особенно артист В. Тягушев,
исполняющий роль удачно законспирированного под видом энтомолога сотрудника
государственной безопасности. Почти до самого конца фильма волнует зрителей
вопрос – кто же из этих двух – враг?
Обидно, что
некоторые неправдоподобные эпизоды и плохо продуманные детали снижают общее
хорошее впечатление от фильма. Так, например, не веришь тому, что в трудном и
опасном походе участники его могли щеголять в таких красивых, тщательно
отутюженных костюмах. Жаль, что
оказались такими безликими остальные альпинисты – участники экспедиции.
Но несмотря на
частные недостатки фильм «Призраки покидают вершины», безусловно, найдет
признание зрителей.
О. Игошина».
("Советский
Сахалин", 1955, № 200 (24, август), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий