суббота, 27 июня 2015 г.

"Висят года на мне - ни бросить, ни продать..."

"... Но на начальника попал, 
Который бойко вербовал, -
И за Урал машины стал перегонять".


45 лет назад советских кинематографистов привлекал нравственный конфликт вербовщика и вербуемого:
«Рокировка в длинную сторону» — премьера кинотеатра имени  Горького.
Это приключенческий фильм о молодом советском ученом, вынужденном волею обстоятельств вступить в трудную борьбу с агентами империалистической разведки.
Соавтор сценария фильма и его режиссер В. Григорьев рассказывает:
— В нашей картине мы хотели расказать о сегодняшнем дне разведки, и поэтому совершенно сознательно пошли на то, чтобы разочаровать зрителей, которые любят в этом жанре выстрелы и погони. У нас в фильме нет ни того, ни другого. Нас привлекла психологическая сторона разведки, нравственный конфликт вербовщика и вербуемого.
Мы столкнули двух очень разных людей: крупного западного разведчика, убежденного, что его работа нужна человечеству, ибо будто бы только с помощью научного шпионажа можно поддерживать в современном мире равновесие сил, некую гармонию, и молодого советского биолога, который в итоге пережитого утверждается в мысли, что лишь сама наука является единственно благородным и нужным людям делом.
Современную разведку и сейчас еще часто показывают как войну  пистолетов. Это анохронизм. Работа современного разведчика внешне мало эффектна, неприметна, порой даже выглядит скучновато, надо уметь месяцами и даже годами ждать, ради какого-то одного момента действий. Это трудно. Это требует гигантской отдачи внутренних сил, большого ума, железных нервов. Мы хотели также, хотя бы отчасти, насколько то позволял сюжет, показать технический размах современной западной разведки. Наш отказ от активного внешнего действия в пользу действия внутреннего сделал более трудной, но, я думаю, и более интересной игру актеров, которые снимались в фильме. Александр Демьяненко на  протяжении большей части своей роли находится не в нападении, а в защите, и мы искали способ превратить эту защиту, порой молчаливую, в нападение. Альгис Масюлис, наоборот, постоянно в течение всего  фильма — в нападении».

Комментариев нет: